Общие сведения об образовании детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ – это граждане, имеющие инвалидность и не достигшие совершеннолетнего возраста.
Инклюзивное образование – этот система, построенная в соответствии с принципом обучения в общем классе здоровых детей и детей с ОВЗ.
Социум – это сфера, внутри которой дети общаются с миром и окружающими людьми, помимо своих родителей.
Стратегия развития образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в РФ до 2030 года определяет комплекс действий, учитывающих динамику социальных, экономических и политических изменений в жизни государства, с учетом особенностей и потребностей детей с ОВЗ, их социальное и психологическое развитие.
Конституцией РФ провозглашено право каждого человека получить образование, гарантировано общедоступное и бесплатное получение образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование – обязательное, родители или лица, заменяющие их, должны проследить за тем, чтобы дети получили образование.
Закон «Об образовании в РФ» регламентирует создание необходимого перечня условий, чтобы дети с ОВЗ могли получить качественное образование без дискриминации, чтобы корректировать нарушения развития и социальную адаптацию, оказывать раннюю коррекционную помощь, учитывая специализированные педагогические подходы и наиболее подходящие методов общения и условия, способствующие получению образования определенного уровня и направленности.
Стратегия консолидирует усилия государства и общества, направляемые на повышение социального статуса лиц с ОВЗ и инвалидностью, снятие для них барьеров и ограничений в разных областях жизнедеятельности людей, в первую очередь, это касается получения образования, создания условий для обеспечения населению возможности ведения обычного, достойного образа жизни.
Стратегия призвана обновить всю систему специального и инклюзивного образования, учитывая системно-деятельностный и конструктивистский подход, при эффективном сочетании данных, полученных отечественными и зарубежными специалистами в области реализации образования детей с ОВЗ и инвалидностью, учитывая достижения научных школ и предполагая, что эти процессы будут направлены на компенсацию нарушенного социального развития учащихся с ОВЗ и инвалидностью и актуализацию их личностного потенциала.
Реализацией стратегии предполагается ряд изменений в образовательной системе, обеспечивающих доступность и высокое качество образования учащихся с ОВЗ, а также широкие возможности для их социальной адаптации и интеграции, личностного становления и успешной самореализации во всех областях жизни общества.
Современное состояние образования детей с ОВЗ
В РФ более миллиона детей с ОВЗ и более 600 тысяч детей-инвалидов. Результаты современных научных исследований демонстрируют как негативные, так и позитивные тенденции в развитии системы образования детей с ОВЗ, имеющих ряд особых образовательных потребностей на протяжении всех этапов развития психики.
Негативными тенденциями являются рост числа детей с нарушениями развития, увеличение границ распространенности функциональных нарушений, а также хронических заболеваний у учащихся во все периоды их учебы, возрастание количества нарушений неясной этиологии, увеличение количества детей, имеющих невыраженные отклонения в развитии, а также числа детей, имеющих комплексные нарушения. Всем этим затрудняется определение их особых образовательных потребностей и разработка индивидуальных образовательных маршрутов, ориентированных на конкретный вариант нарушения.
Позитивными тенденциями являются:
- закрепление особенностей образования детей с ОВЗ в нормативных правовых актах федерального уровня;
- внедрение системы ранней комплексной помощи детям, что повышает эффективность воспитания и обучения детей, создавая возможности для осуществления инклюзивного образования;
- рост использования достижений высокотехнологичной медицины, требующий разработки новых коррекционно-развивающих технологий.
Анализируя современное состояние образовательной системы для детей с ОВЗ, специалисты выявили целую серию проблем, которые должны быть решены:
- нет единого подхода к организации ранней помощи, координации деятельности разных организаций и ведомств, которыми реализуется ранняя помощь детям и их семьям;
- недостаток структур первичной коррекционно-педагогической помощи в шаговой доступности от места проживания семей с детьми, которым нужна первичная помощь или консультация дефектолога или специального педагога;
- дефицит специалистов психолого-педагогического сопровождения для работы с детьми с ОВЗ;
- не во всех субъектах РФ обеспечено право родителей выбирать образовательную организацию для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью;
- недостаток коррекционных школ и классов;
- неравномерный уровень и качество оказания специальной помощи детям с ОВЗ в зависимости от субъекта РФ. Как правило, в отдаленных от столиц городах и тем более деревнях, качественную помощь найти если не невозможно, то крайне трудно;
- невозможность обучаться в условиях билингвизма из-за отсутствия таких образовательных учреждений и отсутствия специалистов, подготовленных соответствующим образом;
- отсутствие полноценной единой системы подготовки и повышения квалификации по специальностям коррекционной направленности;
- недостаток подготовленности педагогов инклюзивных образовательных организаций к работе с детьми в ОВЗ и инвалидностью.
Необходимость создания полноценных условий для доступного обучения детей с ОВЗ – необходимость для любого цивилизованного общества, так как дети с ОВЗ и дети-инвалиды – полноценные члены этого общества и при правильном подходе к воспитанию и обучению они могут участвовать в общественной жизни практически наравне с детьми, имеющими нормативное развитие.