Понятие и значение итоговой аттестационной работы
Итоговая аттестационная работа – это самостоятельная работа, основанная на исследовании студентом какого-то аспекта профессиональной деятельности по избранному направлению, выполняемая на завершающем этапе обучения и выступающая средством контроля его знаний и навыков.
Данная работа выполняется на основании требований, установленных федеральными государственными стандартами – ФГОС и представляется к защите перед государственной аттестационной комиссией по завершению обучения в учреждении высшего профессионального образования.
Данная работа является средством контроля знаний и навыков учащихся. Она помогает оценить уровень профессиональной подготовки студента и его готовности к выполнению реальной деятельности в профессиональной сфере.
Итоговая аттестационная работа, как средство контроля знаний по педагогике является отражением:
- Уровня психолого-педагогической подготовки учащегося.
- Уровня методических знаний и готовности к методической деятельности.
- Уровня полученного практического опыта педагогической деятельности.
Целевое назначение итоговой аттестационной работы сводится к нескольким целям, которые должны быть достигнуты в ходе ее написания и защиты:
- Отражение готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности.
- Отражение знаний в конкретной педагогической области.
- Отражение соответствия уровня профессиональной готовности студента, установленным стандартами, требованиям.
- Систематизация знаний учащегося педагогической специальности по всем направлениям и аспектам педагогической деятельности.
- Навыки практического использования педагогической теории в соответствии со специальностью профессионально-педагогической деятельности.
- Готовность к работе в современных условиях реализации образовательной деятельности.
Итоговая аттестационная работа демонстрирует организационные навыки студентов т.е. их способности к выполнению разнородных профессиональных задач посредством создания оптимальных условий и использования адекватных, целесообразных и эффективных методов.
Кроме того, аттестационная работа демонстрирует освоение студентом основ исследовательской деятельности, освоение информационно-коммуникативных педагогических технологий и навыки методической работы.
Также, по мере написания работы студенты демонстрируют свои знания в области методик педагогической работы в разных направлениях педагогической деятельности, знания правил написания итоговых работ и иной педагогической документации, умения выявлять актуальные педагогические проблемы и интерпретации содержания материалов по ней, аналитических навыков в области рассмотрения педагогических процессов и явлений, обобщения педагогического опыта и навыки работа с разными информационными ресурсами, а также их оптимального использования для проведения педагогического исследования.
Требования к написанию итоговой аттестационной работы по педагогике
Успех написания итоговой работы зависит от соблюдения следующих условий:
- Междисциплинарный характер работы. Он предполагает использование данных из разных научных областей, соответствующих выбранной теме исследования и, отражающих решение, поставленных в работе целей и задач.
- Оглавление итоговой аттестационной работы должно включать теоретические и практические аспекты. Должен быть произведен анализ всей информации, собранной студентом по данной проблеме исследования, а также проведен анализ эмпирических данных, полученных в ходе педагогической практики.
- Практико-ориентированность содержания итоговой работы. Это означает, что в работе должны быть представлены актуальные методы организации педагогического процесса и даны рекомендации по их применению в различных направлениях деятельности. Также, должны быть даны новые методические разработки, подкрепленные личным опытом использования (во время практики), которые закладываются в основу профессионального развития педагога.
- Соответствие теории и практики. Теоретические аспекты должны подкрепляться реальной практикой применения в педагогическом процессе. Например, отражаются методы работы с учащимися конкретной возрастной группы. Студент отражает их применение на конкретном учащемся или группе учащихся т.е. у него должен быть опыт их реального использования в педагогическом процессе.
- Соответствие целей и задач работы ее теме.
- Актуальность темы итоговой аттестационной работы. Тема должна отражать проблему современного образования и его различных аспектов. Данная проблема может рассматриваться, как в отечественной педагогике, так и в зарубежной.
- Четкость и логичность структуры работы. Все разделы быть выстроены последовательно, ориентируясь на логичность и достоверность изложения материала по данной теме.
- Наличие аналитической части работы. В работе должен быть проведен анализ теорий и концепций, опыта решения поставленной проблемы.
- Наличие выводов по проведенному исследованию и составление прогнозов и перспектив развития конкретных областей педагогической науки и практики.
Критерии выбора темы итоговой аттестационной работы
Удачный выбор темы исследования аттестационной работы является залогом ее успешного написания. Поэтому, выбор должен быть осуществлен на основании следующих критериев:
- Теоретические знания студента и опыт его практической деятельности в данной области;
- Потребность постановки и решения данной проблемы в современной педагогической науке: в образовательной практике отдельного субъекта РФ или учебного заведения;
- Практическая значимость темы исследования и ее полезный эффект для профессионального развития студента;
- Посильность и доступность темы для выполнения конкретным студентом;
- Возможность использования данной темы для решения целей и задач в будущей профессиональной деятельности.