Инновационные процессы в образовании – это включение в организацию учебно-воспитательной деятельности и функционирование образовательной системы передовых научных разработок, которые будут способствовать развитию и совершенствованию образовательной деятельности.
Инновации в образовании предполагаю внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий, методик и направлений деятельности, которые отвечают текущему этапу общественного развития, уровню технологического обеспечения общества и этапу социально-экономического развития всех его сфер.
Инновации в образовании разрабатываются с ориентацией на то, что выпускники, прошедшие обучение по новым инновационным программам и технологиям будут и дальше развиваться и разрабатывать новые инновации в своей области деятельности.
Инновационные процессы в образовании наиболее активно развиваются в современном обществе. Однако, они имели место на всех этапах исторического развития.
Основные стадии развития зарубежных учений в области образовательных инноваций
Инновационные учения в сфере образования были связаны с особенностями культурного развития регионов, исторического этапа общественного развития, тенденций развития общество и его образовательной сферы, а также традициями и обычаями различных стран и народов.
В развитии инновационных учений зарубежных стран можно выделить несколько основных этапов:
- Древний мир. Первой инновацией Древнего мира стали, появившиеся в Древней Греции учения Сократа. Им были разработаны методы эвристических бесед. Они предполагали нахождение реальной истины в ходе специальным образом построенной беседы между педагогом и учащимся.
- Эпоха Средневековья. Инновационными процессами в образовательной сфере этого периода стало открытие первых гимназий, университетов, создание сети учебных учреждений, ориентированных на предоставление учащимся полноценного научного образования, базирующегося на гуманистических принципах.
- Эпоха Просвещения (последняя треть XVII века – конец XVIII века). В социальной сфере того временного периода происходят значительные перемены: формируются новые социальные нормы и принципы поведения, складываются новые духовные ценности отдельной личности. В этой связи возникают новые учения в образовательной области. Процесс обучение рассматривается в трудах ученых с новой позиции: опора в образовании на дидактические принципы, необходимость построения всесословной образовательной системы.
- Середина XVII в. Инновации связаны с трудами Я.А. Коменского, который предложил создание классно-урочной организации учебного процесса.
- Развитие дидактических концепций обучения в XVIII веке. В это время происходит развитие концепции «естественного, свободного воспитания» Ж.Ж. Руссо, дидактическая система Песталоцци, положенная в основу развития педагогической и психологической науки.
- Конец XIX - XX век. В это время инновации в образовании активное развитие. К числу основных учений этого периода относятся: теория педоцентризма Д. Дьюи; система воспитания М. Монтессори; школа свободного развития Р. Штайнера; система-метод О. Декроли; план Дальтона Е. Паркхерст; метод проектов Д. Килпатрика.
- Вторая половина XX века – становление педагогической инноватики. Педагогическая инноватика – это учение о разработке и внедрении инноваций в педагогическую систему.
Педагогическая школа Йена-план
Данное учение в педагогической науке было разработано П. Петерсоном в 20-е годы XX века. Его идеи активно применяются в современном мире, в частности в организации образовательной деятельности ряда Европейских стран: Германия, Нидерланды, Австрия.
Основная идея школы Йена-план сводится к тому, что процесс обучения строится на основе сочетания индивидуального и коллективного подходов к организации учебного процесса.
П. Петерсон рассматривает в своих учениях необходимость развития индивидуализации обучения, которое может быть достигнуто за счет культивирования общинности. Оно является основным условием достижения индивидуальности в организации учебно-воспитательного процесса, реализуемого в коллективной жизнедеятельности и коллективном творчестве учащихся.
Основными пунктами его инновационного учения являются:
- Форма обучения учащихся в школах имеет вид воспитательной общины;
- В школах устраняется технология подразделения учащихся на классы. Учащиеся делятся на несколько групп разных возрастов. Каждая группа имеет свою систему управления, которая организуется учащимися самостоятельно. При этом, дети из более старших групп оказывают помощь и поддержку детям младшего возраста;
- Комплексные программы, основанные на интеграции учебного материала и учебных курсов, выбранные на основе интересов, потребностей и желаний учащихся;
- Процесс обучения основывается исключительно на предпочтениях учащихся в выборе содержания учебных программ, но с возможностью выбора его направленности педагогом;
- Отсутствие уроков, как формы организации учебного занятия. Уроки заменяются разными видами учебной работы;
- Отсутствие оценочной системы. Успехи и неудачи анализируются учащимися самостоятельно, либо проводятся совместные обсуждения с участием родителей, на которых дети сами определяют проблемы с усвоением образовательной программы и делают попытки в поиске их решения;
- Переход на более высокую ступень обучения т.е. в другую возрастную группу осуществляется на основе степени прогресса учащегося в усвоении программы обучения;
- Личность ребенка и ее развитие находится на приоритетной позиции учебно-воспитательного процесса;
- Коллективное обсуждение проблем поведения учащихся, без применения мер наказания;
- Открытость взаимоотношений между учащимися и педагогом и между членами учебного коллектива;
- Ориентация учебного процесса на духовно-нравственное развитие личности каждого учащегося.