Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Источники возникновения конфликтных ситуаций в педагогике

Педагогический конфликт и его разновидности

Определение 1

Педагогический конфликт – это форма проявления субъектных противоречий, возникающих в ходе образовательной деятельности и межличностного взаимодействия между ее участниками.

Педагогический конфликт приводит к тому, что у его участников развивается эмоциональный стресс и потребность в выяснении обстоятельств развития конфликтной ситуации для устранения причин ее возникновения.

Педагогический конфликт возникает между субъектами образовательного процесса: педагогами, учащимися, родителями учащихся, руководством образовательной организации, сторонними лицами, заинтересованными в итогах образовательной работы учреждения. Он приводит к тому, что отношения между его участниками обостряются и приобретают форму противостояния, связанного с тем, что каждая сторона заинтересована в отстаивании своих прав и свобод, достижении конкретных образовательных целей и применении конкретных методов и средств решения образовательных задач. Взаимный учет целей, интересов, мотивов, потребностей, установок всех участников конфликта отсутствует. Поэтому возникает открытое столкновение.

К особенностям педагогического конфликта можно отнести следующие:

  1. Наличие разногласий в межкультурном педагогическом взаимодействии субъектов образовательной деятельности.
  2. Отсутствие согласованности действий в структурных подразделениях учебного заведения, направленных на реализацию образовательных целей.
  3. Различие взглядов на методы и приемы организации работы, ориентированной на выполнение социального заказа.
  4. Негативные последствия развития конфликта, проявляющиеся в невыполнении федеральных образовательных стандартов, нарушении социальных требований и противоречии основным направлениям образовательной политики.
  5. Оказание отрицательного воздействия на личностное развитие субъектов образовательного процесса.

В педагогической практике выделяют четыре группы конфликтов:

  1. Конфликты, как следствия сбоев в установлении делового партнерства субъектов образовательной деятельности. Они являются реагированием на препятствия, возникающие при достижении целевого назначения образования.
  2. Конфликты ожиданий. Они отражают неоправданные ожидания в поведении педагогов и учащихся. Это происходит тогда, когда нарушается ролевое взаимодействие сторон, поведение участников педагогического процесса не соответствует, принятым стандартам и нормам.
  3. Конфликты межличностного дисбаланса. Они связаны со спецификой личностного развития субъектов образовательной деятельности, приводящих к «нетерпению» друг друга в ходе взаимодействия.
  4. Организационные конфликты. Они связаны с недостатками в организации учебно-воспитательной деятельности, непреемственности стадий, методов обучения. Такие конфликты могут возникать из-за отсутствия ресурсов в образовательной сфере или их ограниченностью, из-за разных социальных статусах учащихся.
«Источники возникновения конфликтных ситуаций в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Педагогические конфликты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Педагогические конфликты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стадии развития конфликтной ситуации в педагогике

Конфликтов в педагогическом процессе возникает огромное количество. Но, несмотря на их разнообразие, все они, как правило, имеют идентичные стадии развития. Основными стадиями педагогического конфликта являются:

  1. Стадия возникновения противоречия. Именно противоречие лежит в основе зарождения конфликта. Противостояние интересов, разные взгляды, идеи, несоответствие ценностей и норм поведения зарождают конфликтную ситуацию. Она еще не полностью активизирована, но предпосылки для ее возникновения четкие и веские.
  2. Стадия развития реального конфликта. Происходит формирование реальных конфликтных обстоятельств, потенциальные противоречия принимают форму осознанного ущемления одним индивидом его прав и свобод, осознания затрагивания его интересов и потребностей.
  3. Стадия воплощения конфликтных действий. Эта стадия реального противостояния. Стороны, чьи интересы были затронуты, права нарушены, потребности ущемлены приступают к реальному противостоянию: выражение недовольства, эмоциональный бунт – гнев, обида, плач, раздражение, агрессия.
  4. Стадия завершения конфликта. Конфликтные действие постепенного урегулируются, противоречия разрешаются, стороны приходят к компромиссу, и конфликтная ситуация сводится на нет.

Зарождение конфликтов в педагогическом процессе связано, прежде всего с тем, что удовлетворить потребности одного участника образовательной деятельности невозможно, не затронув интересы и, не коснувшись потребностей другого. Это создает психологическое напряжение в образовательном пространстве, активизируя эмоциональные стороны личности сторон, чьи интересы затронуты данной ситуацией или какими-то обстоятельствами.

Предшественником конфликта выступает конкретная конфликтная ситуация, которая включает в себя определенные условия и факторы, затрагивающие интересы, потребности и возможности субъектов образовательного процесса. Она переходит в конфликт посредством инцидента. Инцидент – это повод, приводящий к столкновению интересов субъектов образовательной деятельности. Это столкновение и выступает конфликтом, разной степени тяжести и проявления.

Источники конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Источники конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Противоречия образовательного процесса

Конфликты в педагогике возникают в результате развития противоречий. Именно противоречия являются причинами зарождения конфликтов. Основными противоречиями, возникающими в образовательной деятельности, выступают:

  • Целевые противоречия. Они возникают, когда главная цель образования не соответствует целям обучения отдельных учащихся, либо цели образовательного коллектива не отвечают интересам отдельных его участников, а также, цель образования противоречит частным методическим целям;
  • Противоречия между теорией и практикой образования. Если теоретические знания педагога не соответствуют уровню его практических навыков деятельности;
  • Противоречия между целевым назначением образования и, применяемые методами, формами и средствами организации учебно-воспитательной работы;
  • Противоречия между представлениями социального заказа об образованности и содержанием образовательной программы;
  • Противоречия между уровнем познавательной активности учащихся и целями конкретной дисциплины, отдельного учебного занятия;
  • Противоречия между реальными познавательными возможностями учащихся и программой обучения;
  • Противоречия между требованиями образовательных стандартов и необходимостью ориентации образования на раскрытие творческого потенциала личности.
Дата последнего обновления статьи: 04.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot