Актуальность использования современных технологий в преподавании русского языка и литературы
Современная педагогическая технология – это способ организации учебной работы и учебного взаимодействия, основанный на использовании информационных ресурсов, электронных устройств и создании благоприятной развивающей среды в учебном заведении, а также мотивирующих к познанию условий деятельности.
Современные технологии активно внедряются в образовательный процесс школы. Они применяются на всех этапах обучения и в преподавании всех дисциплин. Что касается уроков русского языка и литературы, то применение современных педагогических технологий позволяет:
- Воздействовать на интеллект учащихся с разных сторон. Для этого используются различные упражнения и задания, которые формируют лингвистические знания и навыки, активизируют работу мыслительных процессов и внимания, развивают память и речь учащихся.
- Применять действенный подход в обучении. Он реализуется благодаря применению методов проблемного обучения, а также технологий проектной деятельности. учащиеся ищут собственные пути решения поставленных задач, самостоятельно добывают информацию.
- Сформировать навыки дачи обоснованных ответов. Для этого задания формулируются таким образом, что учащиеся должны представить аргументы своей точки зрения, дать разъяснение свои действиям.
- Организовать взаимодействие педагога и учащихся на учебном занятии. Это реализуется в опоре на принцип сотрудничества в обучении и использование технологии сотрудничества в познавательной работе.
- Активизировать деятельность каждого учащегося на учебном занятии. Знания добываются активной работой, активным познанием на уроках.
- Сделать процесс обучения легким, веселым и увлекательным.
Таким образом, современные технологии позволяют перестроить процесс обучения, изменить его содержание и организацию, а также направления деятельности. Это способствует углублению знаний и навыков учащихся, переводу их познавательных возможностей на новый уровень.
На уроках русского языка и литературы в средней школе (в 5-6 классе), применяются следующие современные технологии:
- Технологии проблемного обучения;
- Технологии проектного обучения;
- ИКТ;
- Технологии модульного обучения;
- Игровые технологии;
- Технологии развития основ критического мышления через чтение и письмо.
Использование технологий проектного обучения на уроках русского языка и литературы в средней школе
Проектные технологии связаны с выполнением учащимися творческих заданий, в ходе которых они усваивают организационные навыки работы и учатся самостоятельному добыванию информации, открытию нового знания.
Использование технологии проектного обучения в преподавании русского языка и литературы ориентировано на:
- Формирование познавательной мотивации учащихся.
- Формирование познавательных навыков учащихся.
- Развитие навыков работы с разными информационными ресурсами и ориентации в информационном пространстве.
- Формирование основ критического мышления и творческой направленности учебной деятельности.
Как правило, в 5-6 классах на уроках используются проекты индивидуальной направленности деятельности. Они закладывают основы самостоятельной учебной работы, учат организовывать свою деятельность и представлять ее итоги. Педагог помогает учащимся в поиске проблеме и выборе направлений деятельности по проекту, а также дает инструктаж по представлению результатов своего исследования.
Групповые проекты так же используются на данном этапе обучения. Однако, предпочтение отдается проектам индивидуальной направленности. Групповые проекты применяются, в основном во внеклассной литературной работе.
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы в средней школе
Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы на среднем этапе обучения ориентировано на развитие познавательной активности учащихся и формирование у них навыков рефлексии.
ИКТ технологии являются важным ресурсом в образовательной среде. Они дополняют традиционное обучение, расширяют его возможности. Так, ИКТ (ПК, интерактивные доски, проекторы, сетевые ресурсы) применяются в учебном процессе по следующим направлениям:
- Расширение словарного запаса учащихся.
- Развитие орфографических навыков.
- Формирование пунктуационных знаний и умений.
- Усвоение норм литературного языка.
- Развитие навыков применения выразительных языковых средств в повседневной речи.
- Контроль знаний учащихся в быстрой форме реализации (тестирование, задания на ПК и др.).
Представление информации на уроках с использованием мультимедийных средств – проекторов, презентаций, позволяет учесть возрастные особенности развития учащихся 5-6 классов и развить у них интерес к познанию и учебной деятельности.
ИКТ технологии подходят к использованию на всех этапах уроках. Их применение актуально в изучении новой темы, в обобщении знаний и навыков, в их углублении и контроле. Они позволяют повысить восприятие учащимися учебного материала, улучшают постановку знаков препинания, способствуют усвоению графических символов языка, формируют навыки редактирования текста.
Использование модульного обучения на уроках русского языка и литературы в средней школе
Модульное обучение основано на разделении учебного материала на блоки по определенным признакам. Оно позволяет разделить учебную информацию на части, преподносить ее «порционно», что способствует более полноценному освоению учебного курса.
Разделение учебной программы на модули ориентировано на реализацию индивидуального образовательного маршрута. Каждый учащийся работает в своем темпе и ритме. Педагог помогает учащимся, которые отстают в обучении и мотивирует к дальнейшему развитию успевающих учащихся.
Как правило, на среднем этапе обучения, разделение учебного материала на модули используется на уроках обобщения учебного материала и его систематизации.