Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация деятельности младших школьников с познавательным материалом

Определение 1

Познавательный материал – это информационные ресурсы, представленные в разных формах и вариантах, несущие знания, развивающие, формирующие определенные умения и навыки.

Познавательный материал применяется в учебном процессе в ходе познавательной деятельности учащихся. Он охватывает весь процесс обучения и все стороны деятельности учащихся на разных уровнях и этапах обучения.

Специфика работы с познавательным материалом в младшем школьном возрасте

Работа с познавательным материалом имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Они обусловлены возрастными параметрами развития учащихся, особенностями их познавательной сферы и отношением учащихся к познанию. Познание является новым процессом для ребенка, покинувшего детский сад и, пришедшего в школу. Ребенку интересен окружающий мир и его устройство, но познавать его не так просто. Тут требуется прилагать усилия: выполнять мыслительные операции, размышлять, анализировать, планировать.

Содержанием познавательного материала являются научные знания, помогающие учащемуся познать окружающий мир, постичь его устройство, выработать отношение к нему, сформировать основы мировоззрения, познать опыт человечества, его историю и культурное наследие.

В силу специфики возрастного этапа развития младшего школьника, его работа с познавательным материалом имеет следующие особенности:

  1. Эмоциональный окрас познавательного материала;
  2. Доступность изложения информации;
  3. Простота восприятия данных;
  4. Опора в содержании материала на личный опыт учащегося;
  5. Наличие элементов занимательности;
  6. Наличие сторонних фактов, информации, не касающейся учебного процесса, выходящей за рамки образовательной программы, но интересной для учащихся начальной школы;
  7. Вариативность форм представления познавательного материала в разных видах познавательной деятельности;
  8. Наличие соревновательного аспекта при организации работы с познавательным материалом. Это могут быть различные викторины, конкурсы работ, спортивные соревнования, олимпиады и др.;
  9. Наглядность представления познавательного материала. Любая научная информация должно дополняться представлением наглядных фактов, примеров из жизни. Это улучшает восприятие познавательного материла и повышает эффективность работы с ним;
  10. Переход от простого к сложному. Работа начинается с познания небольших объемов данных: отдельные факты, события, объекты. Постепенно, объем информации увеличивается и усложняется, расширяются их практические навыки деятельности и повышается мотивация к познанию;
  11. Связь всех видов познавательного материала. Все, что познается учащимися связано и взаимозависимо. Существуют междисциплинарные связи в познавательном процессе;
  12. Структурные компоненты познавательной работы и познавательного материала обладают гибкостью, т.е. они могут менять свою функциональную роль, взаимопревращаться друг в друга;
  13. Познавательная работа учащихся формируется на основании установленного взаимодействия между учащимися и педагогом.
«Организация деятельности младших школьников с познавательным материалом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные компоненты организации работы младших школьников с познавательным материалом

Работа с познавательным материалом основана на взаимодействии педагога и учащихся. Их деятельность взаимосвязана и взаимозависима. Только единая направленность деятельности педагога и учащихся обеспечивает эффективность работы с познавательным материалом и продуктивность познавательной деятельности учащихся в целом.

Таким образом, организация работы младших школьников с познавательным материалом состоит из двух групп компонентов:

  • Деятельность педагога.
  • Деятельность учащихся.

Что касается деятельности педагога, то она связана с ознакомлением учащихся с научной информацией т.е. с содержанием познавательного материала. Педагог формирует основы познавательной деятельности учащихся, знакомит их с целями и задачами обучения, руководит познанием, формирует практические навыки деятельности, учит применять теоретические знания в разных практических ситуациях и проводит контрольную деятельность, оценку знаний и навыков учащихся, сформированных компетентностей.

Деятельность учащихся сводится к формированию мотивации к познанию и развитию, осознанию необходимости получать знания, принятию целей и задач обучения и следованию им, работе по усвоению познавательной информации, освоению методов познания, познанию научной картины мира, усвоению понятий и категорий, развитию навыков деятельности в разных сферах, умению применять знания на практике, использовать их в соответствии с конкретной ситуацией и формировать основы самоконтроля своей познавательной деятельности.

Организация работы с познавательным материалом имеет важное значение. Она дает благоприятные условия для интенсивного развития личности, мотивирует к познанию и развитию, обеспечивает упорядоченность учебной деятельности, поднимает тонус учебного процесса, развивает у учащихся основы самостоятельной познавательной деятельности.

Этапы организации работы с познавательным материалом

Работа с познавательным материалом имеет поэтапную организационную структуру. Освоение учащимися содержания познавательного материала проходит в течение следующих этапов:

  1. Осознание учащимися необходимости и важности познания. Этот этап опирается на работу с мотивационной сферой учащихся. Младшие школьники осознают недостаточность, имеющихся у них знаний об окружающем мире и знакомятся с практической значимостью познавательного материала.
  2. Осмысление новых знаний и их воспроизведение. На этом этапе учащимся дается понимание связей между фактами, объектами или процессами.
  3. Обобщение данных. Осуществляются действия по обобщению информации, составляющей содержание познавательного материала.
  4. Осознанное использование познавательного материала. Осуществляется применение полученных знаний в практической жизнедеятельности: учащиеся применяют свои знания в повседневной жизнедеятельности для решения жизненных и учебных задач.
  5. Организация деятельности по овладению навыками планирования своей деятельности, анализа и контроля ее результатов, самооценки и самоконтроля.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot