Практические методы обучения и их характерные признаки
Практические методы обучения – это методы, ориентированные на освоение знаний и приобретение навыков учащимися в ходе самостоятельной практической деятельности.
Практические методы обучения ориентированы на достижение реального результата. Они позволяют провести какую-то исследовательскую работу, которая поможет углубить знания учащихся и довести их навыки деятельности до совершенства.
Практические методы хороши тем, что они увлекают учащихся, мотивируя их, тем самым, к познанию.
Практические методы ориентированы на применение своих теоретических знаний на практике, т.е. когда, правило превращается в действие. Например, использование правил построения предложения для его реального построения, создания текста.
Применение практических методов в образовательном процессе предполагает соблюдение следующей последовательности действий:
- Ознакомление учащихся с теоретической информацией по конкретному вопросу, проблеме.
- Проведение инструктажа к деятельности.
- Демонстрация выполнения работы на личном примере.
- Самостоятельная работа.
- Контроль, оценка и анализ работы, подведение итогов.
Как правило, практические методы обучения применяются в образовательном процессе после изучения какой-то темы или раздела той или иной науки. Данные методы помогают обобщить полученные знания и закрепить их.
Практические методы необходимы для понимания учащимися о возможностях использования своих знаний на практике т.е. они дают представления об организации трудового процесса в той или иной сфере деятельности и делают теоретические знания осознанными т.е. учащиеся понимают для чего им нужна данная информация, как ее можно использовать в реальной жизнедеятельности. При этом, если рассказать об этом в теории, это не будет иметь такой же образовательный и развивающий эффект.
Основными практическими метода обучения являются:
- Метод упражнений. Его суть состоит в тренировке какого-то навыка, выполнении определенного действия в той или иной области. Упражнения ориентированы на закрепление знаний и их укрепление. Они используются на разных стадиях образовательной деятельности и помогают конкретизировать, исследуемый вопрос. Упражнения могут носить устный характер, могут быть представлены в письменном и графическом виде или учебно-трудовой форме. Упражнения выполняются по определенным правилам и требуют от учащихся осознанного подхода.
- Лабораторные работы. Они связаны с проведением учащимися экспериментальной деятельности для подтверждения какой-либо гипотезы. Учащиеся используют специальное оборудование, приборы, которые помогают им изучить конкретный объект, процесс или явление. Лабораторная работа помогает учащимся понять суть изученного теоретического материала и увидеть, каким образом осуществляются те или иные процессы жизнедеятельности. Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть. Все зависит от конкретного исследования и его продолжительности, а также целей проведения того или иного опыта.
- Познавательные игры. Они основаны на моделировании реальных ситуаций и процессов. Игра мотивирует к познанию, а благодаря ее увлекательной форме, закрепляет знания в памяти на длительное время. Познавательные игры могут быть использованы в качестве средства повторения пройденного материала или изучения новой темы.
Условия эффективного использования практических методов обучения на уроках технологии
Построение образовательного процесса по дисциплине «технология» реализуется на основании его планирования. План включает в себя инвариативную и вариативную часть организации учебного занятия.
Инвариативная часть включает в себя информацию о проведении уроков технологии, которая известна и, которая не будет изменена. Как правило, это теоретическая часть урока т.е. теория по технологии не изменится.
Вариативная часть состоит из оперативных данных, характеризующихся непостоянством и изменениями в ходе образовательной деятельности. Как правило, вариативная часть содержит практические методы обучения. Их сложно запланировать заранее, поскольку невозможно предсказать условия прохождения урока, наличие средств реализации практической работы и т.д.
Выбор конкретного метода практического обучения, используемого на уроках технологии, зависит от логики организации познавательной деятельности. На уроках технологии учащиеся усваивают конкретные понятия, систематизируют их, устанавливают метапредметные и межпредметные связи, осваивают алгоритмы технологических действий. Все это определяет актуальность использования того или иного практического метода на уроке технологии. Например, лабораторные работы применимы при исследовании состава какого-то вещества (например, дерева или металла).
Один и тот же метод может быть ориентирован на выполнение разных практических задач. Поэтому, метод должен четко отвечать целевому назначению учебного занятия.
Условиями продуктивного применения практических методов обучения на уроках технологии являются:
- Активизация учащихся к познанию. Методы должны мотивировать к интеллектуальной и практической работе учащихся на уроке технологии.
- Ориентация на полноценное изучение теоретической информации. Практика должна способствовать углубленному теоретическому познанию дисциплины.
- Способствование осознанному восприятию теоретических данных.
- Активное участие каждого учащегося в целостном образовательном процессе. Имеется в виду активное познание теории технологии и стремление к практической отработке знаний.
- Развитие наиболее реального представления о производственных процессах и современных технологиях деятельности. Предполагается использование таких методов, которые будут максимально приближать учащихся к реальности.
- Соответствие практических методов обучения инструментарию и средствам реализации урока технологии.