Синдром раннего детского аутизма (РДА) – это отклонение от нормального развития ребенка, связанное с искажением функционирования его эмоционально-личностной сферы.
Проявление таких отклонений связано с социальными и иными контактами ребенка. У него возникают затруднения при взаимодействии с внешним миром и его объектами.
РДА проявляется в первые три года жизни ребенка. Такой ребенок становится изгоем общества, стремится сам отгородиться от него, не реагирует на внешние раздражители. Поведение ребенка с РДА характеризуется пассивностью. Можно сказать, что он проявляет полное равнодушие ко всему. Причем, его легко обидеть совершенно нормальным высказыванием или действием.
Иными словами, поведение ребенка с РДА не является нормальным. Оно не соответствует принятым в обществе стереотипам и вызывает у окружающих шок. В этой связи, воспитание и обучение ребенка с РДА должно быть реализовано в специальным учреждениях и по специальным технологиям.
Современное общество, информационный прогресс позволяют использовать разнообразные компьютерные технологии для коррекционного обучения детей с РДА.
Характеристики компьютерных технологий, применяемых в работе с детьми, страдающими аутизмом
Технологии инклюзивного обучения характеризуются широким разнообразием. Однако, не все из них применимы в коррекционной работе с детьми, страдающими аутическими расстройства. Это обусловлено особенностями проявления данного отклонения, нестандартностью функционирования психических процессов ребенка-аутиста
Компьютерные технологии, применяемые в образовательном процессе для обучения ребенка с РДА, должны характеризоваться следующими параметрами:
- Универсальность компьютерных технологий.
- Индивидуальная ориентации технологий.
- Ориентация на развитие речи ребенка.
- Возможности для раскрытия социальных навыков и формирования основ социального поведения.
- Возможность моделирования различных процессов и явлений.
- Формирование навыков пространственной ориентации.
- Развитие умения принятия социальных ролей.
- Увлекательность и привлекательность для ребенка.
- Нестандартность исполнения.
Технология «мобильный класс»
Мобильный класс представляет собой способ организации единого образовательного пространства, с применением электронных ресурсов, электронной учебной литературы, приложений.
Такая технология позволяет организовать образовательное пространство, как в коррекционных учебных учреждениях, так и в обычных образовательных организациях т.е. создать единое образовательное пространство для нормальных детей и детей-аутистов.
Возможности Интернет-пространства позволяют создать условия для коллективной работы в классе на учебном занятии. Педагог может рассылать задания и варианты их решения по сети прямо на учебном занятии.
Для детей с РДА, такая система обучения позволяет развить у детей познавательную заинтересованность, мотивировать их к учебной деятельности.
Чтобы побудить ребенка с аутизмом к действию, необходимо сделать это действие строго запрограммированным. Действие должно иметь алгоритм. Мыслительный процесс аутистов работает таким образом, то они способны к выполнению операций в строгой последовательности т.е. они знают, что сначала необходимо выполнить конкретную операцию, прежде чем совершить следующую. При этом, они никогда не отходят от плана. Действовать можно только по инструкции. Поэтому, творческое развитие ребенка с РДА достаточно затруднительно, но активизировать его мыслительные операции вполне возможно.
При использовании технологии «мобильный класс», педагогу необходимо составить алгоритм выполнения какой-то операции, действия. Для этого в классе размещаются карточки, на которых обозначена последовательность выполнения действий. Это может быть представлено на интерактивной доске, путем создания презентации в виде слайдов или выполнено из бумаги/картона. Главное, разместить алгоритм в месте, видном ребенку. Также, можно создать презентацию на компьютере. Если ребенок видит, что ему необходимо делать, то это не вызывает у него паники, нервного напряжения, психического расстройства. Он просто смотрит на алгоритм и выполняет задание.
Применение интерактивной доски на занятиях с аутистами
Использование мультимедийных технологий является особенно актуальным в работе с детьми-аутистами. Это обусловлено тем, что учебный материал, представленный на интерактивной доске позволяет привлечь внимание ребенка. Существуют современные интерактивные доски, которые функционируют по специальным технологиям, позволяющим воздействовать на психические процессы организма. Это позволяет привлечь внимание «равнодушного аутиста», заставить его посмотреть презентацию или видео материал о буквах и цифрах.
Одним из приемов работы с интерактивной доской, является использование ленты букв. Она используется на слайдах презентации и способствует решению ряда задач:
- Активизация внимания аутиста.
- Запоминание графического представления буквы.
- Сопоставление графического облика буквы и звука, который она несет.
- Формирование навыков группировки алфавита по различным параметрам: выделение согласных, гласных, твердых согласных, звонких гласных и т.д.
- Тактильное восприятие информационного материала помогает в его лучшем усвоении.
Интерактивная доска является яркой и красочной. Она позволяет детям пощупать буквы и иные знаки – цифры, знаки препинания. Таким образом, можно научить ребенка читать.
На интерактивной доске можно рисовать, что развивает моторику ребенка. Также, доски обладают функциями графического диктанта т.е. воспроизведения изображения под диктовку педагога по отдельным клеточкам. Если ребенок выполняет работу пальцами, то это способствует развитию его моторных функций и пространственной ориентации.
Применение компьютерных технологий имеет огромные возможности в развитии детей с отклонениями, в частности, с РДА. Наиболее значимым их преимуществом является то, что они позволяет организовать единое образовательное пространство с нормальными детьми, а это оказывает положительное воздействие на усвоение навыков социального взаимодействия.