Значимость использования игрушки-самоделки как средства мотивации детей дошкольного возраста в образовательной деятельности
Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.
Задачи использования игрушек самоделок в образовательном процессе ДОУ:
- Вызвать у детей интерес в изготовлении самодельных игрушек, научение их практическому использованию в играх, самостоятельной деятельности, НОД и т.д.
- Формирование у детей дошкольного возраста оформительских умений и навыков.
- Овладение детьми разнообразными способами изготовления игрушек-самоделок.
Использование игрушек-самоделок в качестве средства мотивации к образовательной деятельности детей дошкольного возраста предполагает получение следующих результатов:
- Овладение разнообразными методами и приемами изготовления игрушек-самоделок и их последующее самостоятельное использование.
- Использование самостоятельно изготовленных игрушек-самоделок в разнообразных образовательных областях и видах деятельности (игровая, познавательная и т.д.).
Значимость игрушки-самоделки как средства мотивации к образовательной деятельности у детей дошкольного возраста заключается в том, что игрушка для ребенка представляет собой совмещение сказки и реальности, традиций и современности. При помощи игрушки дошкольники открывают для себя окружающий мир, постигают опыт, накопленный взрослыми.
Использование в образовательной деятельности детей дошкольного возраста игрушек-самоделок способствует развитию у них речи, обогащению словарного запаса, воображению, а также творческих способностей. Их можно использовать в разнообразных практических занятиях, в трудовой, игровой и самостоятельной деятельности, во время прогулок и экскурсий. Кроме того, игрушки-самоделки очень эффективны при разрешении разнообразных детских конфликтов, в процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ, в организации сюрпризных моментов и игр-драматизаций.
Таким образом, потенциал игрушек-самоделок в формировании и развитии мотивации к образовательной деятельности у детей дошкольного возраста весьма велик. Они помогают развивать у детей способностей управлять собой, удерживать внимание, развивают мышление, воображение и речь.
Процесс создания игрушек-самоделок и использование их в образовательной деятельности
Как показывает практика, использование игрушек в образовательной деятельности, делает ее более привлекательной и интересной для дошкольников. Особенно, если игрушки были сделаны детьми самостоятельно.
В процессе изготовления игрушки-самоделки воспитатель знакомит детей с разнообразными техниками и материалами (способами их обработки и свойствами) и инструментами.
Самостоятельное создание игрушек-самоделок начинается с младшей группы. Детей 2-3-х лет, учат изготавливать простые игрушки из бумаги (бумажная гармошка, веер, домик и т.д.).
В средней группе игрушки-самоделки уже сложнее и многообразнее, в процесс их изготовления используется больше материалов и средств (вырезанные и склеенные лодочки, птицы, елочные игрушки и т.д.).
Дети старшего дошкольного возраста при изготовлении игрушек-самоделок используют уже не только бумагу, но и картон, ткань, нитки, природный материал и т.д. Дети занимаются изготовлением не только игрушек, но и аксессуаров к ним. Дети осваивают технику создания объемной игрушки, мебели, одежды, посуды, домиков и т.д.
Вне зависимости от возрастной группы, первые этапы изготовления игрушки требуют активного участия воспитателя, который не только знакомит детей с техникой работы, но и оказывает необходимую помощь.
Процесс самостоятельного создания игрушки-самоделки очень увлекателен, он требует от детей наблюдательности и умения подмечать характерные особенности создаваемого предмета (объекта). Созданная ребенком игрушка, даже если и с помощью воспитателя, является результатом его труда, творческим выражением собственной самостоятельности. Игрушки-самоделки особенно дороги детям.
Во время создания игрушки-самоделки среди детей царит творческая атмосфера, которая роднит дошкольников с трудом народными мастерами. Помимо самого изготовления детям интересен и процесс подготовки материалов для работы.
Творчество детей по изготовлению игрушек-самоделок – это целенаправленная трудовая деятельность, играющая особенное значение в развитии у детей воображения, так как именно оно порождает новые образы.
Работа по изготовлению игрушек-самоделок может быть организована в виде самостоятельного занятия, а может быть включена в образовательную деятельность, как один из этапов обучения. Например, это может быть определенное тематическое занятие, которое начинается с изготовления игрушки-самоделки, подразумевающее ее дальнейшее использование на протяжении всего занятия или даже цикла занятий.
Изготовление игрушек-самоделок имеет воспитательное, образовательное, диагностическое и профилактико-коррекционное значение. Работа строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка дошкольника, его реальных возможностей и потребностей. Детям предоставляется право на активную позицию при выборе содержания работы, материалов и времени на осуществление задуманного. Дошкольник может сам определять степень сотрудничества со взрослым или ровесником, мастерить игрушку самостоятельно или выполнить часть работы, помогать кому-то или просто наблюдать за деятельностью других детей.
Работа над созданием игрушек-самоделок учит дошкольника быть инициативным, последовательным, доводить начатое дело до конца, воспитывает бережное отношение к результатам труда, а театрализованные и режиссерские игры с такими авторскими игрушками способствуют обогащению игрового опыта, что является важнейшим условием полноценного развития личности ребенка.