Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Сущность и значение игры в раннем развитии ребенка

Определение 1

Игра – это деятельность ребенка, осуществляемая посредством построения воображаемой ситуации.

Основной особенностью игры является то, что данный вид деятельности не имеет конкретного мотива т.е. ребенок играет ради игры, а не ради получения какого-то иного блага. Если имеется какой-то иной мотив т.е. игра становится ориентированной на достижение какой-то цели, результата, то она теряет свою сущность и значение для раннего и дошкольного возрастного этапа развития ребенка.

Игра входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Она охватывает весь процесс его развития, помогая ему в освоении окружающего мира. Ребенок учится быть взрослым в игре. Он переносит свое видение устройства мира взрослых и их поведения в свой воображаемый мир и проигрывает различные ситуации и направления деятельности.

Игра является фундаментом интеллектуального и психического развития ребенка. Именно в игре, ребенок учится действию и совершает его, даже не осознавая значение своей деятельности и ее важность. Так, происходит развитие ребенка, его интеллектуальное и социальное становление.

Интеллектуальное развитие ребенка реализуется в игре потому, что в ее процессе для ребенка открывается весь мир. Ему становятся доступными те действия, которые в реальности он совершить не может. Например, управление ракетой, вождение машины.

Социальное развитие реализуется в игре, когда ребенок берет на себя какие-то социальные роли, исполняет социальные обязанности, учится выполнять правила и соблюдать нормы социального поведения.

Значимость игры для ребенка раннего и дошкольного возраста сводится к следующим основным показателям:

  1. Игра выступает механизмом, посредством которого требования взрослого, предъявляемые к ребенку, становятся потребностями, желаниями и стремлениями самого ребенка.
  2. Построение системы взаимоотношений между детьми в ходе игрового действия. Дети развивают навыки конструктивного общения, учатся вести диалоги, разрешать конфликты.
  3. Развитие активности и инициативности ребенка в процессе игры. Чтобы игра была интересной и приносила ребенку удовлетворение, ему необходимо приложить определенные усилия: фантазию, навыки решения проблем, нахождение ответа на вопрос, обыгрывание конкретной ситуации и т.д.
  4. В ходе игры происходит формирование психических свойств детского организма, которые необходимы ребенку в его дальнейшей жизнедеятельности.
  5. Возможность практического освоения знаний и навыков в игровой деятельности. такие знания лучше усваиваются и закрепляются.
«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Поскольку игра выступает способом организации жизнедеятельности ребенка раннего и дошкольного возраста, то разные педагогик разных времен предлагали различные подходы к организации игр и выбору методов их проведения.

Игра, как форма организации жизнедеятельности ребенка

Организация жизни детей раннего и дошкольного возраста в игровой форме впервые была предложена Ф. Фребелем. Он создал систему игр, включающую разнообразные подвижные и дидактические игры, которые выступали фундаментом воспитательных мероприятий в дошкольных учреждениях. Пока ребенок находился в дошкольной организации, он играл. Игры менялись, но не прекращались.

Что касается отечественных исследователей, то вопросы применения игры на дошкольном этапе развития ребенка тщательно изучались Н. Крупской. Она считала, что основной формой воспитания должна быть игра, а педагогу необходимо ориентироваться на правильную и эффективную организацию игровой деятельности.

Игровая деятельность охватывает все сферы жизни и деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста. Она способствует применению разных форм общения детьми раннего возраста. В ходе игры происходит формирование взаимодействия между детьми. Между ними формируются два основных типа отношений:

  1. Отношения, отражающие содержание игровой деятельности и ее правила. Если дети играют в детский сад, то воспитанники должны подчиняться воспитателю, а если в фабрику, то инженер осуществляет руководство деятельностью рабочих. Эти отношения не совсем реальны. Они отражают действия ребенка в воображаемом пространстве.
  2. Реальные отношения, связанные с игрой. Дети решают в какую игру они будут играть, распределяют роли, устанавливают правила.
Замечание 1

Таким образом, в ходе игры ребенок овладевает навыками общественного поведения и социального взаимодействия.

Будучи средством организации жизнедеятельности ребенка, игра должна входить в его расписание, быть включенной в режим дня и педагогический процесс. Для этого, педагогу стоит тщательно спланировать деятельность детей и выбрать ее направления, которые можно реализовать в игровой форме. Ребенку требуется наличие достаточного времени на разворачивание игрового действия. Нельзя отвлекать ребенка, торопить, заставлять делать то, что ему неинтересно. Это приведет к потере интереса к игре и нежеланию принимать в ней участие вновь.

Игра может стать эффективной формой организации жизнедеятельности дошкольника, если сделать ее интересной, увлекательной, веселой и яркой. Независимо от того, какие задачи будут решаться в ходе игры, будь то обучение, воспитание, формирование нравственных свойств личности, основ общей культуры поведения, ребенок не заметит этого, если игра будет приносить ему удовольствие. А ее воспитательный эффект будет достигнут.

Чтобы игра была эффективным средством организации жизнедеятельности детей, требуется создание предметно-игрового пространства и эффективное руководство взрослого игровым процессом.

На разных возрастных этапах развития ребенка роль педагога в игровом действе может быть различной:

  1. Игры раннего возраста – в 2-3 года. Они предполагают проигрывание ситуаций из жизни взрослых. Ребенок подражает поведению взрослых, совершая какие-то простые действия: водит автомобиль, качает малыша. Персонажи данной игры не взаимодействуют, а значит ребенок практически не сопровождает игру комментариями. Поэтому, педагог может просто наблюдать за игрой ребенка.
  2. Младший дошкольный возраст – 3-4 года. Происходит реализация простых ролевых игр. Ребенок строит ролевые ситуации, берет на себя какую-то роль и исполняет ее. Здесь реализуется взаимодействие персонажей, построение диалогов. Поэтому, педагогу необходимо играть вместе с ребенком, исполняя различные ролевые действия.
  3. Старший дошкольный возраст – 5-6 лет. Ориентация на сюжетно-ролевые игры. Ребенок усложняет структуру игры и ее содержание. В ней имеется уже больше действий и ролей, они сложнее. Педагогу требуется подбирать сюжет игр, ориентированный на реализацию конкретных воспитательных задач, помогать детям в установлении взаимодействия между персонажами игры.
  4. Подготовительный этап – 6-7 лет. Ориентация на самостоятельное придумывание игрового сюжета. Такие игры носят творческий характер, но сохраняют свою сюжетность. Развитие игровых умений и навыков здесь сочетается с обучением и воспитанием. Педагог обучает детей, дает им новые знания об устройстве мира, сам принимает участие в игре, учит их конструированию, выполнению творческих операций и т. д.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot