Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Определение 1

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушения произносительной стороны речи, вызванные дефектами слухового восприятия, обусловленными разнородными причинами, отклонениями в работе ЦНС.

При ФФНР у детей наблюдается нормальное развитие слуха, а также нормальный уровень умственного развития. Однако, слуховое восприятие речи оказывается нарушенным, что приводит к неправильному произношению ряда звуков, а, соответственно к их искажению в словах и фразах при произношение. Речь приобретает смазанность и становится непонятной окружающим.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

ФФНР требует осуществления специальной логопедической коррекции и комплексной терапии, включающей медицинскую, психологическую и педагогическую коррекционную помощь ребенку.

Развитие фонематического слуха дошкольников с ФФНР

Коррекция ФФНР начинается с формирования слухового восприятия ребенка. Именно, заложение основ слухового восприятия, отработка правильного восприятия разнородных звуков приводит к заложению основ правильного звукового произношения.

Стоит также отметить, что проблемы с фонематическим восприятием приводят к неспособности ребенка анализировать звуковой состав слова, а это отрицательно сказывается на развитии письменной речи и формировании навыков чтения.

Формирование основ фонематического восприятия реализуется в дошкольном возрасте посредством применения игровой деятельности. Это обусловлено ее приоритетной ролью в качестве методов и средств обучения и воспитания детей данного возрастного этапа развития.

Игра позволяет сделать процесс логопедической коррекции более продуктивным, устраняя напряжение детей и делая постижение речи увлекательным и интересным процессом.

«Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Фонематический слух дошкольников формируется посредством использования следующих видов игр:

  1. «Флажки». Детям раздаются флажки, которые им требуется поднять вверх, когда они слышат определенный звук, слог или слово. Педагог/логопед произносит звуки и слова, а дети поднимают флажки. Данная игра позволяет диагностировать уровень развития звукового восприятия детей, а также, может быть использована на этапе закрепления навыков фонематического восприятия, показывая сформированные основы звукового восприятия и анализа дошкольников.
  2. «Верно-неверно». Данная игра ориентирована на развитие навыков отличия правильного и неправильного произношения. Педагог/логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок внимательно слушает и констатирует правильно или неправильно было произнесение того или иного звука, слова. Как правило, в игре применяются наглядные средства, которые позволяют более лучше ориентироваться в словах детям. Например, могут быть использованы картинки с изображением объектов, которые педагог называет или же реальные объекты, которые находятся в зоне видимости дошкольников. При этом, наблюдение за артикуляцией педагога исключается.
  3. «Звуки в домиках». Детям даются несколько домиков, в которых живут звуки. Им требуется дать описание каждого звука т.е. охарактеризовать его, придумать с ним слова.
  4. «Составление слов». Детям даются изображения букв, из которых им необходимо составить слова. При этом, называются конкретные звуки, которые обязательно должны быть в слове, а также обозначаются их позиции в словах.
  5. «Чудесный мешочек». В мешочек складываются предметы или картинки с их изображением. Дети по очереди достают из мешка предмет или картинку, называют ее, называют первый и последний звуки слова. При этом, остальные внимательно слушают и поправляют, если слово было произнесено неправильно либо неправильно назван звук и т.д.

Роль дидактических игр в коррекции ФФНР

В коррекции ФФНР наиболее распространено использование дидактических игр. Они позволяют сформировать навыки слухового восприятия, отработать темп и интонацию речи, сделать ее более звучной и выразительной.

Любая дидактическая игра имеет определенную развивающую направленность. Она связана с интеллектуальным развитием ребенка, актуализацией его умственных функций. В коррекции ФФНР это приводит к расширению словарного запаса ребенка и совершенствованию его навыков звукового произношения.

Слуховое внимание, восприятия отлично отрабатывается музыкально-дидактическими играми. Они позволяют снять напряженность ребенка, которая возникает при его слуховом восприятии т.е. когда ребенку тяжело дается понимание речи на слух, то напряжение в данном процессе в разы возрастает. Музыка позволяет расслабить дошкольников и развить их речевую активность.

В ходе дидактических игр, используемых на логопедических занятиях удается:

  • Зафиксировать внимание детей на правильном произношении;
  • Развить навыки оценивания верного и неверного произношения, как собственного, так и других детей;
  • Сделать процесс речевого произношения более простым и свободным;
  • Побудить детей к свободному общению и взаимодействию.

Дидактические игры позволяют сформировать навыки перенесения полученных речевых навыков из игровой обстановки в реальную жизнедеятельность т.е. происходит постепенное становление правильной речи и адекватного звукового восприятия, что закладывает основу развития навыков звукового анализа.

Игры формируют основу поведения дошкольников в разнородных речевых ситуациях. Ребенок учится строить свою речь согласно конкретным обстоятельствам. При этом, навыки верного произношения непрерывно тренируются, что способствует их закреплению и фиксации.

Игры создают усложненные условия речевого взаимодействия. Дошкольникам требуется строить свою речь в новых речевых ситуациях. Усложняются и условия фонематического восприятия, что ведет к его плодотворному развитию.

Чтобы дидактические игры приносили должны эффект речевого развития, необходимо создание положительного эмоционального фона, психологической обстановки на занятии. При этом, необходимо учитывать степень фонетических и фонематических нарушений детей и их практического опыта вербального общения и взаимодействия.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot