Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интерактивные технологии в образовательном процессе

Понятие и значение интерактивных технологий в образовательном процессе

Определение 1

Технология – систематизированная деятельность педагога и учащихся в рамках образовательного процесса, основанная на конкретной идее и в соответствии с принципами организации обучения.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и саморазвития учащихся. Одними из таких технологий являются интерактивные.

Определение 2

Интерактивные технологии – это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам и условиям.

Интерактивные технологии предусматривают обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой. Это отличает их от другого вида активных методов и технологий обучения, в рамках которых предполагается взаимодействие только между педагогом и учеником.

В основе интерактивных технологий положена система правил взаимодействия между педагогом и учащихся, представленных в виде учебных ситуаций и игр, направленных на обеспечение педагогически эффективного и познавательного общения.

Организация интерактивных технологий в образовательный процесс предполагает обязательную опору на традиционные принципы обучения, а также на ряд специфических принципов:

  • принцип взаимодействия;
  • принцип активности учащихся;
  • принцип обратной связи;
  • принцип опоры на групповой педагогический опыт.

Образовательный процесс, организованный на основании использования интерактивных технологий, предусматривает обязательную включенность всех учащихся в работу.

Замечание 1

Одной из ведущих форм учебной работы является групповая или работа в малых формах. Работа в группе способствует эффективному обсуждению учебного вопроса или ситуации, обмен знаниями, идеями и способами деятельности. Каждый ученик принимает участие в работе, вносит свой вклад, что позволяет ему чувствовать свою востребованность и включенность.

«Интерактивные технологии в образовательном процессе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Характеристика основных интерактивных форм

Выделяют следующие формы интерактивных технологий в образовательном процессе:

  1. Работа в парах. Организуется в виде обсуждения, осуществления анализа творческой работы партнера, подготовка вопросов по теме урока для других групп, а также совместные ответы на вопросы педагога.
  2. Работа в малых группах – организуется в тех случаях, когда необходимо решить сложные научные проблемы (ситуации) используя совместные усилия.
  3. Сменные (ротационные тройки) – группы учащихся из трех человек, при этом состав группы меняется при каждом новом задании.
  4. Мозговой штурм – учащимся задается вопрос или же перед ними ставится конкретная учебная проблема (ситуация) и за короткое время необходимо высказать как можно больше вариантов и идей ее решения. Допустимы любые ответы, даже если они кажутся нереальными. В дальнейшем каждая идея рассматривается и анализируется, тем самым выбирается наиболее удачное.
  5. Аквариум – обыгрывание ситуации. Часть учащихся обыгрывают конкретную ситуацию, часть стоят вокруг, образуя круг («аквариум») и анализируют ситуацию. Остальные ученики совместно с педагогом выступают в роли зрителей.
  6. Дерево решений – учащихся делят на несколько групп, задается вопрос, каждая группа его обсуждает и записывает свои ответы на ватмане – «дереве». После того как все ответы будут написаны группы обмениваются ватманами и учащиеся дописывают на деревьях свои идеи и мысли.
  7. Ролевые игры – проводятся в форме деловых игр, в рамках которых учащиеся имеют возможность обыграть различные ситуации, «примерить» на себе роли.
  8. Дебаты – проводятся с целью того, чтобы каждый мог высказаться по поводу решаемого вопроса. Главным условием является то, что все высказывания должны быть обоснованными и аргументированы.
  9. Броуновское движение – учащиеся свободно передвигаются по кабинету с целью поиска и сбора необходимой информации по заданной педагогом теме.
  10. «Микрофон» - каждому учащемуся предоставляется возможность высказаться по поводу решаемой проблему (вопросу, ситуации). Участники только высказывают свою мысль, без обсуждения или комментариев.
  11. Метод – тренинг – предусматривает совместный поиск решения проблемы, когда учащиеся садятся кругом и обсуждают ее, высказывая свои идеи и мысли.
  12. Метод проектов – направлен на расширение способностей работать с поставленной задачей самостоятельно, то есть, учитывая актуальность проблемы находить и обрабатывать информацию. Данный метод направлен на расширение познавательных и творческих навыков учащихся.
Замечание 2

Таким образом, интерактивные технологии в образовательном процессе направлены на решение одновременно нескольких педагогических задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.

Алгоритм проведения «интерактивных» занятий (занятий с применением интерактивных технологий)

Организация образовательного процесса с использованием интерактивных технологий предусматривает следующий алгоритм:

  1. Вступительная часть («погружение в тему») – педагог знакомит детей с темой учебного занятия, указывает на ее значимость и актуальность, объясняет правила и этапы работы.
  2. Основная часть – деление учащихся на группы, постановка учебной задачи или вопроса, непосредственное ее решение, организация интерактивного взаимодействия между ее участниками.
  3. Рефлексия – анализ проведенного занятия, его содержания и общего эмоционального фона.

Эффективность внедрения интерактивной технологии в образовательный процесс зависит от соблюдения ряда условий:

  • Создание благоприятной атмосферы учебного занятия, способствующей эффективному сотрудничеству между учащимися.
  • Организация пространства, способствующего продуктивному взаимодействию между участниками.
  • Применение информационно-коммуникационных средств и других форм наглядности.
  • Наличие совместной деятельности, изготовление совместного продукта.

Таким образом, основной целью интерактивных технологий является установление устойчивой диалоговой связи между участниками обучения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot