Цели применения инноваций в образовательном процессе высшей школы
Инновации в обучении – это применение в организации образовательного процесса новых технологий, методов и средств, с целью повышения качества и эффективности обучения.
Внедрение инноваций в образовании реализуется в настоящее время на всех уровнях обучения. Естественно, это не обходит стороной и высшую школу. Внедрение инноваций в обучении специалистов предполагает изменение содержания образовательной программы, посредством внедрения новых направлений и форм обучения, развития технологий образования.
Использование инновационных технологий в обучении специалистов ориентировано на формирование:
- Профессионалов, обладающих должным уровнем компетентности, креативным мышлением, творческими способностями, инициативностью и активной жизненной позицией.
- Конкурентоспособных специалистов, способных конкурировать как на внутреннем рынке труда, так и на мировом. Такие специалисты должны отвечать современным требованиям рынка, уметь адаптироваться к его меняющимся условиям.
- Деловых качеств профессионала какой-то области.
- Научного фундамента управления образовательным процессом.
- Административных навыков специалиста.
- Высокого квалификационного уровня развития и профессионального мастерства.
- Моральных основ поведения и деятельности.
- Эстетических и нравственных свойств личности.
Внедрение инновационных технологий в высшей школе связано, прежде всего, с формированием нового общества, его научно-техническим прогрессом, информатизацией. Система образования не может стоять на месте. Она должна выпускать специалистов, способных приносить пользу современному обществу, отвечая его требованиям и темпам развития.
Современный специалист должен обладать не только и не столько системой научных знаний и практических навыков профессиональной деятельности, но и уметь находить нестандартные решения обыденных задач, применять свои знания в новых исключительных обстоятельствах т.е. владеть творческим мышлением и профессиональным мастерством. Развитие этих качеств достигается путем внедрения новых средств и приемов обучения.
Типы инновационных технологий в высшей школе
Инновации в системе высшего образования предполагают его модернизацию, ориентированную на повышение качества обучения, создание условий для профессионального, творческого и духовного развития студентов, а также отнесение учебного заведения к категории саморазвивающихся образовательных институтов.
Инновации в системе высшего образования подразделяются по следующим критериям:
- Масштаб изменений высшего учебного заведения. Новшества могут затрагивать только одну специальность, одно направление деятельности, один факультет или один курс. Все зависит от того, меняется ли содержание образовательной программы полностью или частично, насколько изменения затрагивают учебный план;
- Уровень фундаментальности реализуемого новшества. Внедрение инновационных технологий может проводиться по аналогии, т.е. по шаблону, который уже был использован в практике данного государства или в мировом пространстве, а может происходить по совершенно новому сценарию;
- Уровень новизны по временным параметрам. Инновации могут носить замещающий характер т.е. внедряться на замену каким-то старым методам и технологиям, которые уже устарели и требуют замены на более современные, либо отменяющий характер т.е. ранее применяемая технология полностью устраняется в силу своей непродуктивности, нецелесообразности и иных причин. Также, инновационные технологии могут быть открывающего типа т.е. демонстрировать что-то совершенно новое, то что ранее не было использовано в обучении, открывать новые способы и методы познания или иметь ретро характер, когда технологии основывается на старых методах и приемах обучения, которые давно не используются в образовательной практике, но которые адаптируются к новым реалиям социально-экономического развития.
Внедрение инновационных технологий в высшую школу ориентировано не на простую передачу знаний, поскольку они имеют свойство устаревать, терять свою значимость и силу, а на развитие базовых компетентностей, которые позволят специалисту всегда оставаться востребованным на рынке труда т.е. технологии обучения нацелены на развитие навыков самообучения и саморазвития, пользования информационными ресурсами, адаптации к быстрым темпам социально-экономического развития общества.
Внедрение инновационных технологий в высшей школе мотивирует и формирует новый способ деятельности, тип личности и социума в целом. Образование сегодня - это способ развития новой личности, наделенной способностью и потребностью к непрерывному развитию и саморазвитию.
Инновационные технология в высшей школе связаны с активным внедрением информационных ресурсов и технологий в образовательный процесс, преобразование организационных моментов в работе системы высшего образования, развитием системы дистанционного обучения, открывающего возможности получения образования с любого удобного места и в любое время. Это позволяет специалистам разного уровня повышать свою квалификацию, развивать и совершенствовать свои профессиональные навыки, использовать в своей профессиональной деятельности новые способы и методы, отвечающие современным реалиям развития страны и мира.
Инновационные технологии в обучении специалистов опираются на внедрение в процесс обучения педагогических инноваций, которые ориентированы на:
- Создание условий для развития высококвалифицированных специалистов;
- Повышение качества обучения студентов бакалавриата и магистратуры;
- Формирование гармонично развитой личности;
- Раскрытие творческого потенциала студентов;
- Активизацию креативного мышления будущих специалистов;
- Формирование профессионально ориентированной личности;
- Усвоение студентами общечеловеческих ценностей и направление своей профессиональной деятельности с их учетом;
- Личностно-ориентированный подход в образовании.