Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инновационные процессы в образовании

Понятие и сущность инноваций в образовании

Инновации – это определенная система упорядоченных элементов, действий и отношений, направленных на обеспечение высокого прогрессивного результата, который находит широкое применение и способен привести к значительным изменениям в жизни общества и государства.

Определение 1

Инновационный процесс в образовании – это определенная комплексная деятельность, направленная на создание, освоение, использование и распространение новшеств в системе образования.

В настоящее время инновации в образовательном процессе имеют большое значение, так как они в первую очередь направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Разрабатываемые и внедряемые инновации в образование весьма разнообразны.

Характерными чертами инновационных процессов в образовании являются:

  1. Направленность на решение наиболее актуальных вопросов образования.
  2. Инновации содержат новое видение решения существующих в образовании проблем.
  3. Могут быть использованы в широкой образовательной практике.
  4. Способствуют обновлению педагогических процессов, получению высоких образовательных результатов.

В основе инновационных процессов заложены определенные образовательные новшества.

Определение 2

Новшество – это одна из характерных сторон содержания инноваций.

Новшества, в сфере образования представлены:

  • открытиями;
  • адаптированными, переоформленными или расширенными действиями и идеями;
  • решениями проблем, которые опираются не только на постановку цели, но и на реальные окружающие условия.

Инновации в образовании принято классифицировать по ряду признаков:

  1. В зависимости от предмета, который подлежит изменению.
  2. В зависимости от предполагаемой глубины преобразований.
  3. В зависимости от масштаба преобразований.
  4. В зависимости от ресурсоемкости включенных в него новшеств.
  5. В зависимости от уровня разработанности и готовности к внедрению.
«Инновационные процессы в образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Этапы инновационного процесса в образовании

Этапы внедрения инноваций в образование:

  1. Обнаружение потребности в изменениях, на основании проведенного анализа информации из внешней среды.
  2. Осознание потребности в кардинальных изменениях в сфере образования, принятие того, что действующая система морально устарела и неэффективна в обучении, воспитании и развитии детей.
  3. Преодоление стереотипов и привычек, осознание выгод от внедрения новшеств.

Инновационные процессы в образовании реализуются на основании ряда законов, разработанных В.А. Сластениным и С.С. Подымовой:

  • Закон о необратимости и дистабилизации среды образования.
  • Закон о возникновении инноваций вне системы.
  • Закон о том, что инновации вызывают изменения по всех составных компонентах образовательного процесса.
  • Закон о том, что внедрение инноваций в образовательный процесс требует организованного взаимодействия педагогической теории и практики.
Замечание 1

Таким образом, инновационный процесс в образовании представляет собой систему, имеющую все необходимые структурные элементы, которые находятся во взаимосвязи друг с другом.

Инновационный процесс в образовании как система имеет следующие характеристики:

  1. Наличие деятельной структуры, представляющей собой совокупность ряда компонентов (цель, мотив, задачи, форма, содержание и т.д.).
  2. Наличие субъективной структуры, которая состоит из совокупности всех субъектов инновационного процесса.
  3. Наличие уровневой структуры, отражающей взаимосвязь инновационной деятельности субъектов на различных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный и т.д.).
  4. Наличие содержательной структур, предполагающей зарождение, разработку, освоение и внедрение инноваций во все сферы образования.
  5. Наличие структурированного жизненного цикла инноваций, который выражен последовательным прохождением всех этапов.
  6. Наличие управленческой структуры, которая предусматривает взаимодействие обязательных четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль.
  7. Наличие организационной структуры, включающей в себя следующие этапы: диагностика – прогноз – обобщение – внедрение.

Характеристика педагогических новшеств, являющихся компонентам инновационных процессов в образовании

Внедрение инновационных процессов в систему образования предполагает осуществление инновационной деятельности.

Определение 3

Инновационная деятельность – это процесс, который направлен на разработку и практическое внедрение в образовательный процесс определенных новшеств.

Инновационная деятельность в образовании осуществляется с соблюдением ряда требований:

  1. Наличие конкретной новизны.
  2. Обладание определенным потенциалом, направленным на повышение эффективности процесса образования.
  3. Обеспечение долговременного полезного эффекта, который полностью будет оправдывать затраты, усилия и средства, потраченные на внедрение новшеств.
  4. Согласованность с иными новшествами в образовательном процессе.

Педагогические новшества делятся на несколько типов:

  1. Базовые или радикальные – это новшества, которые внедряют в образовательный процесс принципиально новые методы, средства, технологии и приемы.
  2. Комбинаторные – это новшества, которые предполагают использование разнообразных сочетаний и конструкций соединения элементов.
  3. Модифицирующие – направлены на улучшение и дополнение имеющихся исходных принципов, форм и конструкций.

Каждое базовое нововведение, как правило, продолжается в серии модифицирующих новшеств.

Инновационная деятельность педагогов имеет ряд характерных черт:

  1. Педагог разрабатывает и внедряет в образовательный процесс модель образования, которая кардинально отличается от общепринятой в образовательном учреждении модели.
  2. Реализуемая педагогом инновационная деятельность направлена не только на традиционное усвоение знаний, умений и навыков, но и на освоение навыков самопознания, самообразования, саморегуляции, самоопределения.
  3. Педагог не просто внедряет новшества в реализуемый образовательный процесс, а постоянно находится в поиске новых средств и методов, их апробации на практики. Данные методы и средства, направлены не только на учащихся, но и на саморазвитие самого педагога, ео профессиональный и личностный рост.
Дата последнего обновления статьи: 18.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot