Роль игровых технологий в образовательном процессе ДОУ
Игровые технологии – это совокупность разнообразных приемов и форм обучения, в основу которых положен игровой процесс.
Игровые технологии хороши тем, что они, являясь развлекательной формой деятельности, при грамотном руководстве становятся средством обучения, способом развития творчества, терапевтическим средством и способом социального становления и развития подрастающего поколения.
Рисунок 1. Игровые технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Игровые технологии находят активное применение в образовательном процессе в ДОУ, на всех его этапах. В каждой возрастной группе применяются разнообразные варианты игр, ориентированные на решение задач, присущих данной возрастной группе и общее развитие детей.
Игровые технологии применяются в образовательном процессе в ДОУ по следующим направлениям:
- Изучение новой темы учебного занятия, знакомство с новым содержанием материала, новой деятельностью.
- На отдельном этапе учебного занятия в качестве заполнения его содержания увлекательной деятельностью, с целью повышения мотивации к познанию и развитию.
- В качестве части образовательной программы или воспитательного процесса.
Значение игровых технологий, применяемых на любом этапе обучения, в любой деятельности, на разных этапах учебного занятия, сводится к следующему:
- Активизация работы дошкольников;
- Развитие познавательной заинтересованности;
- Активное воздействие на эмоциональную сферу воспитанников и формирование эмоционального отклика на тот или иной вид деятельности;
- Развитие творческого потенциала личности;
- Концентрация временных ресурсов, отводимых на реализацию каждого отдельного занятия, посредством наличия правил игр и четкой формулировки ее условий;
- Вариация стратегии и тактики игровых действий, посредством постановки разных игровых задач, их усложнения и упрощения по мере усвоения учебного материала, развития творческих направлений деятельности.
Игровые технологии охватывают конкретную сферу образовательного процесса, часть образовательной деятельности, объединенную общим содержанием, сюжетной линией, персонажами. Игровые действия выступают в форме упражнений, направленных на формирование знаний и навыков деятельности, носящих общий развивающий характер.
Рисунок 2. Отличие игровой технологии от игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этапы применения игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ
Игровые технологии внедряются в образовательный процесс ДОУ поэтапно. Деятельность дошкольников выстраивается на основании творческого использования игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и удовлетворение потребностей и интересов дошкольников соответствующей возрастного этапа развития.
Любая игровая технология проходит следующие этапы введения в образовательный процесс ДОУ:
- Этап разработки игры. Он включает в себя определение темы игры, ее целевого назначения т.е. какие образовательные задачи должны быть решены в ходе игрового действия, и подготовку необходимых материалов, ресурсов для ее реализации.
- Этап знакомства с игрой. Он связан с подготовкой детей к игре, посредством распределения ролей, усвоения правил (при их наличии), ознакомление с целевым назначением игры.
- Этап реализации игрового действия. Он связан с выполнением конкретных заданий в игровой форме. Образовательная деятельность становится подчинена игре и ее правилам.
- Этап подведения итогов. На нем анализируется ход игрового процесса и оцениваются его итоги, т.е. определяется, удалось ли достичь поставленных целей, решить конкретные образовательные задачи.
Каждая игровая технология имеет свои особенности применения в образовательном процессе в ДОУ. Все зависит от конкретных образовательных целей и задач, на решение которых ориентирована игровая технология.
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ по направлениям развития дошкольников
Применение игровых технологий в ДОУ может быть ориентировано на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения. По каждому направлению развития применение игровых технологий сопряжено с рядом особенностей. Рассмотрим их:
- При применении игровых технологий, ориентированных на социально-коммуникативное развитие дошкольников, технология включает в свой состав игровые тренинги, сюжетно-ролевые игры и театрализованные игровые постановки. Такие игры позволяют активизировать коммуникативные навыки дошкольников и сформировать у них командный дух и чувство ответственности при совместной деятельности.
- Использование игровых технологий в качестве средства познавательного развития дошкольников происходит посредством применения дидактических игр, которые ориентированы на формирование у детей знаний и навыков. Игры носят обучающий характер, активизируют работу памяти и восприятия. Кроме того, в данном направлении применения, любой игровой технологии добавляется проблемный компонент т.е. игра направлена на решение той или иной проблемы, нахождение способов решения, поставленной задачи.
- В качестве средства речевого развития, игровые технологии применяются по следующим направлениям: развитие мелкой моторики, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, постановка речевого дыхания и голоса при произношении. Существует широкий спектр игр, ориентированных на развитие речевых навыков дошкольников.
- Физическое развитие реализуется в ходе использования подвижных игр, а также включения разнообразных игровых действий в гимнастику, утреннюю зарядку и иные режимные моменты.
- Художественно-эстетическое развитие, реализуемое посредством применения игровых технологий, опирается на принципы организации в ДОУ вариативной деятельности и предметно-развивающего пространства. Художественно-эстетическое развитие может быть реализовано как в ходе специальных игр, направленных на освоение разных видов художественного творчества, так и в ходе сюжетно-ролевых игр, способствующих воспитанию эстетического вкуса воспитанников, театрализованных постановок и могут быть включены в музыкальные занятия.