Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Игра как условие повышения активности и развития личности учащихся в начальной школе

Понятие игры и ее значение в дошкольном возрасте

Определение 1

Игра – это осмысленная непродуктивная деятельность, в которой мотив кроется не в результате деятельности, а в самом процессе.

В дошкольном возрасте игра считается основной работой. Для становления детей и их воспитания игра имеет огромнейшее значение, например, она пронизывает всю их жизнь, содействует улучшению физиологического и духовного самочувствия, считается источником широкой информации, способом изучения и воспитания детей.

Становление дошкольника протекает сквозь игру, то есть в этой игре ребенок активно развивает свои способности, мышление, социальные навыки и пр. имеет возможность научиться решать большие трудные задачи, как практические (деятельностные), так и интеллектуальные.

Игре как средству обучения и воспитания дошкольников Крупская Н.К. придавала огромное значение. Н.К. Крупская утверждала, что игра для дошкольников – это способ познания окружающего, и при этом обращала внимание педагогов на народные игры, отмечая их большую педагогическую ценность.

Развивающие игры основаны на следующем ряде принципов:

  • сочетание игры с обучением;
  • переход от игры к активной познавательной деятельности;
  • поэтапное усложнение игр и заданий;
  • активизация умственного развития ребенка.

Эти принципы определяют значение развивающих игр, так как ими формируются условия, необходимые для эффективного всестороннего развития ребенка.

Типы игр и их роль в развитии младшеклассников

На Международной научно-практической конференции в апреле 1995 г. С.А. Новоселова представила новую классификацию детских игр. В основу классификации положена «инициатива» субъектов игры. В ней предлагается различать 3 класса игр:

  • Первый класс − включает игры, возникающие по инициативе детей двух видов: самодеятельные игры (самостоятельные сюжетные игры, экспериментирование с водой, песком), сюжетно-отобразительные, режиссерские, театрализованные игры.
  • Второй класс игр − игры, где инициатива принадлежит взрослым: обучающие (дидактические, сюжетно − дидактические, подвижные игры); досуговые (игры − забавы, развлечения, празднично − карнавальные игры, интеллектуальные (шашки, шахматы)).
  • Третий класс составляют традиционные (народные) игры: обрядовые народные игры; игры в виде тренинга; досуговые народные; архаические народные игры.
«Игра как условие повышения активности и развития личности учащихся в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Дидактическим играм не случайно отведено прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интерес к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.

Так, по мнению Т. М. Бабуновой наиболее эффективными педагогическими условиями, способствующими развитию умственных активностей, являются:

  • формирование у детей эмоционально-положительного отношения к предстоящей умственной деятельности посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму;
  • создание игровых мотивов, определяющих отношение детей к умственной деятельности. Эмоции ребёнка, вызванные новизной предмета, неожиданностью его появления, переходят в эмоции, связанные с радостью познания, удовлетворения от преодоления трудности при решении умственной задачи.

Интеллектуальные игры, например, игры-упражнения и игры-тренинги воздействуют на психическую сферу ребенка. Основанные на соревновании игры, путем сравнения показывают играющим дошкольникам уровень их подготовки, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

С учетом взаимодействия взрослого с детьми в игре Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова определили следующие этапы в развитии игры: первый – предметно-игровой, второй − ролевого действия, третий − сложение сюжета.

Игры-развлечения, рекомендуются в основном детям раннего и младшего дошкольного возраста, они направлены на повышение эмоционально положительного тонуса, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребёнка неожиданным и яркими впечатлениями.

Дидактическая игра как игровой способ изучения применяется этапах обучения с целью усвоения детьми конкретных методик интеллектуальных действий, а также для уточнения познаний школьников. Сюжет и смысл такой игры подчинены воспитательным и образовательным задачам, выдвигаемым определенными программными требованиями.

В наше время активно разрабатываются компьютерные игры, которые имеют конкретное отношение к умственному развитию ребёнка. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребёнка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а с иной стороны имеют все шансы стать необходимым средством становления закономерного мышления. В детских садах только в экспериментальном порядке и под надзором специалистов − педагогов, психологов психологии и медицинских работников могут применяться некоторые обучающие компьютерные игры.

Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot