Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Идея культуросообразности воспитания в педагогике В. А. Сухомлинского

Понятие культуросообразности

Определение 1

Культуросообраность – это один из ведущих принципов образования, который вместе с принципом природосообразности был провозглашен Вильгельмом Адольфом Дистервегом, давшим характеристику культуре и культурной среде как определяющим условиям развития, воспитания и обучения детей в единстве индивидуальных, национальных и общечеловеческих начал.

Сухомлинский в своей системе видел возможность реализовывать идею гармонизации воспитательного пространства на основании следующего ряда принципов:

  • единство обучения и воспитания;
  • гуманизация образовательного процесса;
  • связь обучения и воспитания с жизнью;
  • активность и самостоятельность;
  • разумное сочетание индивидуальных и коллективных форм и способов взаимодействия;
  • природосообразность.

Именно принцип природосообразности, а также вытекающий из него принцип культуросообразности, обуславливают возможность понимания воспитания в качестве создания условий для полноценного развития человека.

Принципом культуросообразности в педагогике фиксируется целевая функция образования, совпадающая с целью общества – сформировать самого человека.

Трактовка принципа культуросообразности в педагогике

Впервые идея культуросообразности была описана в работах Дж. Локка, который выступал противником врожденных качеств и утверждал, что душа ребенка – это чистая доска, которую заполняют воспитатели, взрослые и окружение каждого конкретного ребенка. Сам принцип культуросообразности в педагогике был сформулирован А. Дистервегом, который ориентировал исследования на вычленение, разработку и конкретизацию стратегических установок образовательной деятельности, то есть на цель и идеал.

Современное истолкование принципа культуросообразности предполагает, что процесс воспитания должен базироваться на общечеловеческих ценностях и выстраиваться, принимая во внимание особенности этнической и региональной культуры, решая задачи по приобщению индивида к самым разным культурным пластам – бытовому, физическому, сексуальному, материальному, духовному, политическому, экономическому, интеллектуальному, нравственному и пр. Цели, содержание и методы воспитания культуросообразны только в том случае, если учтены исторически сложившиеся в каждом конкретном социуме традиции и стиль социализации.

«Идея культуросообразности воспитания в педагогике В. А. Сухомлинского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Целям и особенностям воспитания в наибольше степени соответствует дополнительное образование детей, то есть деятельность, которую дети осуществляют в свободное от обязательных занятий время, не регламентируемое каким-либо распорядком и расписанием. В связи с этим особая роль, по мнению Сухомлинского, принадлежит воспитательному воздействию в процессе внеклассной и внеурочной учебно-воспитательной деятельности, с особенным акцентом на необходимость создания комфортных условий для привлечения детей к занятиям в разнообразных кружках, спортивных секциях и пр.

Именно такого рода деятельность учеников, как он считал, создает наиболее эффективные условия для реализации их интересов и желаний. В связи с этим Сухомлинский В.А. самым серьезным образом подходил к определению содержания, цели и задач, а также основных условий организации свободного времени учащихся, чтобы оно было использовано максимально эффективно. К первостепенным задачам, которые необходимо было решить в процессе организации внеклассного учебно-воспитательной деятельности детей, Сухомлинский относил необходимость обогащать и углублять знания учеников, расширять общеобразовательный кругозор, формировать интерес к разным областям науки и техники, спорта, занятиям за пределами учебной деятельности, которые были бы педагогически продуманными.

В таком контексте Сухомлинский подчеркивал, что во внеурочное время учащиеся должны жить богатой интеллектуальной жизнью, а, главное, что эта жизнь должна позитивно отражаться на духовном развитии не только каждого отдельного ребенка, но и всего коллектива, что будет обеспечивать умственный и духовный рост каждого ученика. Только в таком случае будут развиваться задатки и заложенная природой одаренность ребенка, если он каждый день имеет время для занятий своим любимым видом деятельности. Ребенок, по утверждению Сухомлинского, выбирает активную позицию по отношению к знаниям, так как со знаниями интереснее работать, то есть ребенок чувствует гордость за то, что благодаря полученным знаниям он может делать что-то нужное и полезное для людей, что-то красивое.

Исходная точка культурного воспитания по Сухомлинскому – это задача воспитать у подрастающего поколения личное отношение к окружающей действительности, понимать свой долг и ответственность перед другими людьми, родными, товарищами и целостным обществом и, что самое главное, перед своей собственной совестью. Сухомлинский писал, что если педагог смог достичь того, что ребенку наедине с самим собой стало стыдно перед самим собой за совершение какого-либо предосудительного поступка, что ребенок стремиться стать лучше, чем он есть сейчас, можно сказать, что в его сознании не только живет, но и превращается в личное убеждение представление о том, что лучше и хуже, а это значит, что так проявляются результаты воспитательного воздействия педагога.

В педагогике принцип культуросообразности реализуется посредством организации детских ансамблей, художественных кружков, самых разных секций и кружков, занимающихся знакомством детей с культурой, и позволяют им к ней приобщиться. Реализация принципа культуросообразности в педагогической реальности предполагает необходимость соблюдать и выполнять следующие правила:

  • учитывать уровень развития и возраст ребенка;
  • учитывать имеющиеся отклонения;
  • развивать у детей творческие способности, посредством организации различных типов деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 29.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot