Культуросообразность воспитания – это принцип организации воспитательного процесса, основанный на связи методов и приемов воспитания с культурной средой и использовании ее потенциала в развитии личности воспитанника.
Данный принцип связан с природосообразностью воспитания и предполагает развитие ребенка в социальной среде, в связи с историей, народом, культурой, традициями и обычаями.
Концептуальные основы системы воспитания по В.А. Сухомлинскому
Система воспитания, предложенная Сухомлинским опирается на гуманистические начала и идею культурного развития подрастающего поколения.
Концептуальными основами воспитательной деятельности, опирающейся на принцип культурного развития подрастающего поколения, выступают следующие положения:
- Отказ от наказаний. Наказания рассматриваются Сухомлинским как неприемлемые методы воспитательного воздействия. Это обусловлено не только гуманистической ориентацией его воспитательной системы, но и анализом эффективности использования наказания в личностном развитии детей дошкольного возраста. Исследования подтверждают нецелесообразность данных методов и неактуальность их применения. Наказания не способствуют формированию устойчивых нравственных ориентиров у подрастающего поколения. Наказания подрывают духовное развитие ребенка и его культурное обогащение.
- Установление дружеского взаимодействия между воспитателем, детьми и их родителями. Только плодотворное взаимодействие всех участников воспитательного процесса, по мнению Сухомлинского, позволит сформировать духовный мир ребенка и обеспечить последовательное усвоение им культурных основ жизнедеятельности.
- Создание в воспитательном процессе ситуаций успеха. Они предполагают уход от отрицательных оценок деятельности ребенка, упреков и порицаний. Чтобы развиваться ребенку необходимо видеть успехи своей деятельности, своего труда.
- В качестве движущих сил воспитательного процесса Сухомлинский рассматривает любознательность ребенка, которую необходимо поощрять и его соревновательный дух т.е. желание и стремление быть первым.
- Необходимость формирования мотивации и потребности ребенка в познании окружающего мира.
- Использование в воспитании запретов в качестве продуктивного метода воспитания. Сухомлинский утверждает, что запреты необходимо налагать на деструктивные желания и потребности ребенка, чтобы в корне искоренять их и обеспечить устранение негативное воздействия на культурное развитие ребенка. Именно деструктивные желания угнетают личность ребенка, приводят к его неспособности видеть красоту окружающего мира и принимать культурные нормы в качестве собственных ориентиров жизнедеятельности.
- Коллективное воспитание. На нем основывается общее и культурное развитие подрастающего поколения. Только в коллективной среде, при коллективном общении и взаимодействии, ребенок способен усвоить культурные ценности и следовать им, как образцам поведения и деятельности.
- Границы между разными сторонами и направлениями воспитания отсутствуют. Это означает, что принцип культуросообразности воспитания реализуется в ходе интеллектуального развития, его трудовой деятельности, усвоения эстетических норм поведения, формирования нравственных ценностей и моральных потребностей.
Рисунок 1. Основные педагогические идеи Сухомлинского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Воспитание культуры потребностей в педагогике В.А. Сухомлинского
По мнению Сухомлинского, для полноценного формирования личности ребенка, его духовного, нравственного, социального развития, необходимо воспитывать у него культуру потребностей.
Это означает, что воспитательный процесс должен быть ориентирован на духовное развитие и обогащение ребенка через его социальное развитие, общение и взаимодействие, усвоение культурных норм и ценностей т.е. духовное развитие личности занимает приоритетную позицию и реализуется в связи с историей, национальными традициями, культурным своеобразием того региона, в котором проживает ребенок.
В данном случае предполагается минимизация материальных потребностей личности и ориентация на формирование и активизацию духовных, познавательных, культурных потребностей подрастающего поколения. Однако, в условиях рыночной экономики, активизации эпохи потребления, это становится актуальной педагогической проблемой.
Сухомлинский обозначил основные направления и принципы воспитательного процесса, ориентированного на развитие культуры потребностей и духовное развитие подрастающего поколения:
- Воспитание гражданина своей страны.
- Воспитание личности в ходе коллективного общения и взаимодействия, под влиянием коллектива.
- реализация принципа природосообразности воспитания.
- Выбор рационального соотношения индивидуального и коллективного воспитания.
- Опора на развитие творческого потенциала каждого воспитанника в его культурном развитии.
- Рациональная организация семейного воспитания. Именно оно, по мнению Сухомлинского, способствует гармоничному развитию личности, усвоению основ культурного поведения, формированию культуры потребностей. Если родители не умеют взаимодействовать друг с другом, преодолевать кризисы и решать проблемы, культурно общаться, то их стиль общения и взаимодействия принимается ребенком в качестве верного и основополагающего.
Следует отметить, что формирование культурных потребностей подрастающего поколения возможно при соблюдении одного важного правила: Опора в воспитательном процессе не только на педагогические методы и средства, но и на чувственный опыт. Воспитывать необходимо душой и сердцем. Это позволит сформировать настоящего гражданина: культурного и ответственного.
Следует отметить также, что Сухомлинский обращал внимание на оказание доверия воспитанникам педагогами в ходе воспитательной работы. Это способствует формированию благоприятной атмосферы, учит культурному взаимодействию и способствует достижению целей и задач образования.