Цели воспитания и их функциональная роль
Цель воспитания – это тот результат, которого требуется достигнуть при организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса.
Все составные компоненты, входящие в структуру педагогического процесса – методы, приемы, средства обучения, формы его организации, технологии, а также теоретические концепции и методологические разработки педагогики ориентированы на определенную цель т.е. на конкретный результат функционирования образовательного процесса и системы образования в целом.
Постановка целей необходима для функционирования любого процесса или системы, поскольку она мотивирует к выполнению определенных действий, организации деятельности.
По своей сути, цель воспитания характеризует тот идеал, которого требуется достигнуть при реализации программ по воспитанию подрастающего поколения. Цель отражает образ результата воспитательной деятельности педагога, на достижение которого ориентирована его работа в учебно-воспитательной сфере.
Цели воспитания выполняют следующую роль:
- Отражают потребности общества на текущем этапе его развития;
- Отражают требования к личности, ее качествам и поведению, умственному и физическому развитию, нравственным идеалам, мировоззрению и идеологии;
- Выражают тенденции политики государства в образовательной сфере;
- Соответствуют социально-экономическим реалиям;
- Наполняют содержанием и придают смысловое значение педагогическому процессу;
- Определяют темп протекания учебно-воспитательного процесса, делая его четким и последовательным.
Цель воспитания раскрывает его сущность, определяет направление реализации воспитательной деятельности, дает ему теоретическое обоснование и определяет его методы и способы прохождения.
Цель воспитания напрямую зависит от исторического этапа общественного развития. Это означает, что целевое назначение воспитания не является постоянным и неизменным. Оно меняется с развитием общества, переходом его на новую ступень. Экономическое развитие общества, развитие науки и техники, социальные преобразования, формирование новых концепций и теорий педагогической науки, новые педагогические технологии и методы, ресурсные возможности учебных учреждений определяют целевое назначение воспитания.
Идеальная цель воспитания
Идеальная цель воспитания – это формирование всесторонне развитой гармоничной личности.
Такая цель ориентирована на возможности личности и достижение ее многогранного развития. Идеальная цель носит заданный характер и является субъективной. Она отражает идеал воспитания т.е. тот образ итогов прохождения воспитательного процесса, который является необходимым и единственно возможным для блага, как отдельной личности, так и социума в целом.
Идеальная цель воспитания является отражением социального заказа, формируемого в обществе.
Базис идеальной воспитательной цели составляет гуманное начало, являющееся очень мощным стимулом развития личности – это вера в возможности личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Особенно актуально применение идеальной цели воспитания в раннем возрасте. это объясняется тем, что ребенок может и должен попробовать себя и свои возможности в разнообразных направлениях деятельности. Поэтому педагоги и родители должны создавать для это все необходимые условия и помогать раскрытию природных задатков личности, ориентируясь на тот стержень, который составляет основу построения гармонизации конкретной личности.
Рисунок 1. Идеальная цель воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основными отличиями идеальной цели воспитания являются:
- Четко заданный характер цели. Цель ориентирована на достижение общественного идеала – формирование гармонично развитой личности. Это единственный результат, который выступает значимым в воспитательном процессе;
- Цель не имеет исторического характера. Идеал воспитания никак не связан с историческим развитием общества и его изменениями. На всех этапах общественного развития идеальная цель остается неизменной;
- Цель не зависит от направлений государственной политики, идеологии и государственного устройства. Политика государства во всех сферах жизни общества не может повлиять на идеал воспитания и привести к его пересмотру.
Сущность идеальной цели воспитания сводится к ее нереальному характеру. В принципе, в ходе реализации воспитательного процесса, невозможно достичь всестороннего развития личности. В одном человека практически невозможно развить все стороны его личности в одинаковом объеме и направлении. Каждая личность имеет свою индивидуальную специфику развития, связанную с генетическим фактором, условиями жизнедеятельности и т.д. от этого зависит ее восприятие окружающего мира, способности и возможности его понимания и принятия. Кроме того, имеется социально-экономический фактор общественного развития, исключающий создание условий в любом, пусть даже идеальном, обществе для всестороннего равномерного воспитания личности. При этом, данная цель очень важна и значима. Она ориентирует воспитательный процесс на индивидуальные возможности каждой личности и способствует постановке воспитательных задач, исходя из разнообразия направлений развития многогранной личности.
Принципы гуманистического воспитания
Идеальная цель воспитания, ориентированная на формирование гармонично развитой личности предполагает организацию учебно-воспитательного процесса, базирующегося на таких принципах, как:
- Приоритетное значение жизни и здоровья личности, ее прав и свобод, уважение стремлений и интересов, потребностей и желаний;
- Воспитание в каждой личности основ взаимного уважения, трудолюбия, патриотических чувств, привитие любви к природе и обществу;
- Создание условий для свободы выбора и самореализации личности.