Ориентация программ художественного значения в системе дополнительного образования
Дополнительное образование подрастающего поколения призвано обеспечить познавательную, продуктивную и творческую деятельность ребенка, расширить круг его способностей и знаний в различных направлениях деятельности, привить художественный вкус и развить творческую активность.
Для реализации этих направлений создаются специальные программы дополнительного обучения, носящие художественно-эстетическую, естественно-научную, культурологическую, биологическую и иные разновидности ориентаций.
Программы эстетического характера ориентированы на развитие творческого потенциала каждого ребенка, раскрытие его природных задатков в различных сферах культуры и искусства. Они позволяют усваивать и передавать культурный, духовный и исторический опыт жизнедеятельности человечества, способствуют становлению и развитию творческой личности, стремящейся к реализации своих творческих способностей во всех направлениях профессиональной и общественной жизнедеятельности.
Дополнительное образование помогает сформировать фундамент последующего обучения для получения профессии.
Художественные программы в системе дополнительного образования нацелены на развитие творческих способностей учащихся, которые невозможно раскрыть в системе общего образования в виду недостаточного количества часов. Поэтому, нравственное и эстетическое развитие ребенка в полной мере можно обеспечить лишь путем внедрения программ дополнительного образования художественной ориентации.
Благодаря программам развивается эмоционально-ценностное отношение к миру, творчеству, культуре и искусству. У учащихся развивается не только художественный вкус, но и интеллектуальная сфера личности, его эмоциональная и волевая сторона. Окружающую действительность ребенок становится способен оценивать с точки зрения законов красоты, любви к прекрасному.
В процессе учебной деятельности учащиеся знакомятся с великими произведениями классического искусства и его современными направлениями, изучают творчество выдающихся художников, музыкантов, писателей и поэтов, анализируют их произведения и на их основе дают общую оценку мироустройства.
Программы позволяют сформировать заинтересованность к искусству, культуре, усвоить его приоритетные направления и ценности, традиции, а также сформировать навыки владения художественными направлениями деятельности.
Данное направление содержит такие группы учебных программ:
- Оркестры и ансамбли.
- Обучение игре на музыкальных инструментах: духовых, струнных, клавишных, народных.
- Хоровое пение.
- Сольное пение.
- Творчество эстрадной и джазовой направленности.
- Цирковое искусство.
- Театральные постановки.
- Хореография.
- Художественное слово.
- Литература.
- Изобразительное искусство.
- Декоративное творчество.
- Прикладное творчество.
- Дизайн.
Перспективы развития дополнительного художественного образования на современном этапе развития общества
Система дополнительного образования РФ была оформлена в 70-80 –ые годы 20-го столетия. Она представляла собой систему, наделенную исключительными свойствами и, не имеющую мировых аналогов. При этом, художественному образованию, воспитанию и развитию отводилось приоритетное место. Детское творчество развивали посредством создания музеев детской живописи, проведения выставок детского творчества, организации музыкальных концертов, театральных выступлений и иных мероприятий с использованием творческих способностей детей.
Учреждения дополнительного образования первоначально именовались «внешкольными заведениями» и только с 1992 года, когда был принят закон «Об образовании», получили свое современное название.
Современные художественные программы в системе дополнительного образования ориентированы на развитие индивидуального и коллективного творчества детей, поиск талантливых ребят, их поддержку и развитие с ранних лет, оказание помощи одаренной молодежи в выражении своих способностей.
Поскольку система образования в настоящее время реализуется посредством опоры на индивидуальный и личностный подход, то и художественное дополнительное образование строится на базе учета возрастных и личностных особенностей развития учащихся.
Дополнительное образование эстетической направленности в настоящее время обладает следующими достоинствами:
- Расширенное привлечение детей различных возрастов к художественному обучению.
- Организация продуктивного межведомственного взаимодействия всех структур дополнительного обучения, общеобразовательных заведений, учреждений искусства и культуры и производственных фабрик данной ориентации.
- Применение современных научно-технических средств и информационных технологий в системе дополнительного обучения.
Текущее социальное и экономическое развитие определяет развитие таких направлений искусства, как:
- Арт-индустрия;
- Арт-менеджмент;
- Дизайн различных направлений.
В творческой деятельности получили применение современные 3D-технологии, которые позволяют повысить технологичность оборудования и расширить художественные возможности.
В настоящее время правительство уделяет внимание развитию социальных творческих проектов и стремится к сглаживанию социального неравенства регионов в области реализации художественного потенциала.
Художественного дополнительное образование расширяет свои границы. Развитие получили разнообразные направления свободного искусства. Формируются интегрированные типы и формы творческой деятельности, находят применение новые технологические методы, как в сфере преподавание художественных дисциплин, так и практической реализации учащихся своих художественных способностей.
Естественно, что система дополнительного художественного образования не лишена недостатков. Многие учреждения, по-прежнему ориентируются на развитие стандартных художественных умений у детей, не применяя актуальные для современного общества методики обучения и, не уделяя внимания развитию содержания программ и актуализации воспитательного потенциала искусства и художественного творчества.
Полный отказ от классических методик обучения в системе дополнительного образования невозможен. Поэтому необходимо найти умелый способ сочетания перспективных технологий в образовании и классических методов обучения.