Образ современного педагогического коллектива
Современный едагогический коллектив ДОУ – это педагоги, реализующие профессиональную деятельность в системе дошкольного образования, применяющие в свой работе инновационные технологии, ориентированные на всестороннее развитие личности каждого дошкольника м продуктивное проживание данного этапа развития.
От педагогического коллектива, его состава и взаимодействия зависит эффективность работы ДОУ, а соответственно, и качество, предоставляемых им образовательных услуг.
На современном этапе развития общества и функционирования системы образования, деятельность любой образовательной организации связана с внедрением инновационных технологий, передового педагогического опыта, применением инновационных механизмов развития. Это обуславливает формирование специфического образа педагогического коллектива ДОУ. Его особенностями выступают:
- Ориентация в работе педагогов на поиск новшеств и способов их внедрения в учебно-воспитательный процесс.
- Приоритет творческого развития педагогического состава и ориентации работы педагогов на творческое поведение.
- Реализация продуктивного творческого процесса ДОУ.
- Проявление интереса каждого педагога и всего коллектива в новшествам и нестандартным приемам организации учебно-воспитательной деятельности.
- Наличие у каждого педагога таких качеств, как: профессионализм, гуманистические качества и ориентиры деятельности, развитое педагогическое мышление, активная мировоззренческая позиция, стремление и способность к саморазвитию и самосовершенствованию, субъектная позиция и творческий потенциал деятельности.
- Активное и устойчивое взаимодействие всех его членов.
- Гибкость и слаженность действий, вариативность взаимоотношений.
- Единая направленность деятельности, ориентированной на достижение целей и задач дошкольного образования, реализацию основных направлений образовательной политики.
- Структурированность и системность работы коллектива.
- Упорядоченность коллективной жизнедеятельности.
- Открытость новым членам, новым знаниям и направлениям деятельности, свободное принятие новшеств во всех аспектах жизнедеятельности коллектива.
Педагогический коллектив выполняет полифункциональную деятельность. Это требует особой организации работы коллектива и сплоченности его участников.
Сплоченность как показатель состояния педагогического коллектива ДОУ
Сплоченность коллектива выступает основной характеристикой его существования, обуславливающей продуктивность коллективной деятельности.
Сплоченность современного педагогического коллектива выступает основой его развития, а соответственно, и развития всей дошкольной образовательной организации.
Сплоченный коллектив педагогов имеет общие образовательные цели деятельности, достижение которых характеризуется личной значимостью для каждого педагога, что в итоге способствует построению их межличностного взаимодействия, ориентированного на достижение целей и задач дошкольного образования.
Сплоченность, как характеристика современного педагогического коллектива и показатель развития ДОУ, обладает следующими чертами:
- Стремление к достижению общей цели всеми членами коллектива педагогов;
- В основе коллективного взаимодействия заложено сотрудничество и доверительные отношения между педагогами;
- Свобода в выражении своей точки зрения и мнения каждым педагогом по решению разнообразных образовательных проблем;
- Минимизация соперничества, противоборства членов педагогического коллектива;
- Заинтересованность каждым членом коллектива во взаимодействии, объединении усилий для достижения общей цели;
- Рассмотрение коллективного взаимодействия в качестве основы собственного роста и развития педагога;
- Стабильность педагогического состава (в максимальной степени);
- Саморегуляция и самоконтроль действий каждым членом коллектива;
- Мобильность коллектива при решении сложных образовательных задач.
Создание сплоченного педагогического коллектива имеет важное значение для повышения качества и эффективности деятельности дошкольной образовательной организации. Это требует применения усилий, специальных методов и средств для создания сплоченного коллектива педагогов ДОУ. Для этого, необходимо организовать для педагогов вариативность деятельности: трудовой, учебной, социальной, педагогической, культурной и т.д. Данная деятельность не организуется просто так. Осуществляется применение специальных методик, воспитывающих сплоченность и взаимодействие педагогов.
Направленность развития современного педагогического коллектива ДОУ
Работа педагогов ДОУ на современном этапе общественного развития имеет несколько направлений, ориентированных на достижение целевого назначения дошкольного образования:
- Выработка ценностной позиции каждого члена педагогического коллектива. Каждый педагог должен иметь свое понимание ценности детства, свою интерпретацию философии дошкольного образования и его назначения.
- Направленность работы педагога на реализацию целевых установок деятельности ДОУ. Целевое назначение работы ДОУ связано с концепцией дошкольного образования и принятой образовательной программой. Оно является основой взаимодействия педагогов. Им необходимо действовать, ориентируясь на выполнение определенных целей, оказывая друг другу помощь и поддержку.
- Работа педагогического коллектива и каждого педагога с учетом потребностей, потенциальных возможностей, интересов и склонностей детей дошкольного возраста.
- Деятельность педагогического коллектива опирается на социальные запросы родителей воспитанников. У родителей имеется свое видение развития ребенка и его пребывания в стенах ДОУ. Это должен учитывать в своей работе каждый педагог, а педагогический коллектив выстраивать свою деятельность в соответствии с данными запросами. Формируются разные формы деятельности дошкольников в гармоничном единстве всех их аспектов и составных частей.
- Слаженность действий педагогического коллектива. Работа педагогического коллектива реализуется по определенному механизму, который предполагает включение в работу всех его членов на конкретном этапе реализации образовательной программы. Слаженность выступает важным направлением деятельности коллектива педагогов ДОУ. Она является залогом развития детей и педагогов, применения новых форм и методов дошкольного образования.