Особенности речи детей дошкольного возраста и необходимость ее развития
Дошкольный возраст – это период развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. В рамках этого периода выделяют три ступени:
- младший дошкольный возраст – 3-4 года;
- средний дошкольный возраст – 4-5 лет;
- старший дошкольный возраст – 5-7 лет.
Развитие речи у детей воспринимается многими взрослыми в качестве основного показателя интеллектуального развития. Это объясняется тем, что высказывания и разговор помогают отследить осведомленность и логику ребенка. Мышление и речь тесно связаны между собой, но степень развития речи – только часть интеллектуального уровня личности.
Вместе с тем, речь для дошкольников является многофункциональным средством. Она помогает получить информацию и установить контакт с окружающим миром. Словами ребенок закрепляет в сознании результаты предметной деятельности. Также слова помогают детям воспринимать и использовать образы.
Речь дошкольника отличается эгоцентричностью и спонтанностью. Он говорит скорее для себя самого, используя монологи и повторения. То есть, речь детей похожа на озвучивание мыслей, с произношением которых приходит понимание. Слова усиливают деятельность и поддерживают ребенка в его действиях.
Детям-дошкольникам одинаково важны познавательная и коммуникативная речевые функции. Слушая взрослых, дети впитывают информацию и открывают окружающий мир. Вместе с тем, дети учатся говорить и стремятся, чтобы их понимали.
Задачи речевого развития
Психоречевое развитие детей происходит, в первую очередь, в связи с закономерными процессами созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется ребенок при познании мира – это его потребности. Взрослые люди хорошо понимают, что ребенку за несколько лет необходимо освоить немалый путь в речевом развитии. Пока ребенку пора будет идти в школу, ребенок должен:
- знать и использовать большое количество слов;
- понимать речь и связно говорить;
- используя речь, получать разную познавательную информацию;
- общаться со взрослыми и ровесниками.
Все названные задачи – наиболее важные в развитии речи детей-дошкольников. Решаются они постепенно на каждой ступени.
Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников
Психологические особенности развития речи детей дошкольников обусловлены тем, что на каждом темпе их жизни задается свой ритм и темп. Годы дошкольного возраста насыщены освоением действий, формированием процессов психики, накоплением эмоционального опыта.
К трем годам дети обычно знают уже 1,5 тысячи слов. В их фразах можно встретить все части речи, но преобладают в ней глаголы и существительные.
Ребенку уже недостаточно показа действиями, он стремится их описывать и объяснять словами. В 3-4 года речь еще отличается аграмматичностью. Отдельные слова неуклюже объединяются, отражают только интерес, потребности и желания ребенка. Никакая логика умозаключений на данной стадии не отслеживается. Предложения короткие и простые.
Мышление детей еще сильно связано с наглядной ситуацией и базируется на сиюминутных впечатлениях. Поэтому речь детей ситуативна, то есть без внешних подсказок, представленных окружающими предметами и явлениями, сложно понять, о чем говорит ребенок.
Фонематический слух в этом возрасте уже сформирован, но многие звуки еще не удается произнести из-за сложной артикуляции. Особенно тяжело даются детям слова с несколькими согласными звуками подряд.
В 4 года дошкольники уже могут оперировать значительным запасом слов, активно используя простые предложения. В отдельных словосочетаниях они произносят шипящие, но их произношение отличается неустойчивостью. Начинается формирование ориентировки на звучание слова. Дети могут придумывать слова, лишенные смысла, но смешно рифмующиеся с уже им известными, например, каша-малаша.
К пяти годам грамматический строй речи в высказываниях выходит на новый уровень. Дошкольник может составлять сложноподчиненные предложения с учетом порядка слов, употребляет слова в нужных падежах, изменяет их в родах и числах.
В период старшего дошкольного возраста речевые навыки переходят на новый уровень, и ситуативные простые предложения постепенно сменяются связной речью.
Связная, или контекстная речь – это речь, связанная смысловым содержанием. Содержание достаточно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.
Познавательное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста дает им возможность излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.
Важное достижение этого возраста – появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает в качестве деятельности слушание, рассказы, чтение и рассуждение.
Формирование речевых навыков детей-дошкольников в общении
Коммуникативная функция речи также важна, как и познавательная. Речь формируется на основании потребности в общении, как наиболее удобный способ контактировать.
Общение между детьми создает подходящие условия для запуска природного механизма развития общих речевых навыков.
Дети, при занятиях своими делами, постоянно разговаривают: комментируют свои действия, обращаются друг к другу. Часто они при этом принимают точку зрения партнера по игре.
В общении со сверстниками речь более связная и эмоциональная, что объясняется тем, что ребенок связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют и в игровом процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст таких разговоров определен ролями и игрой, но на форму речевого общения влияет расположенность и симпатия к отдельным друзьям.
Общение дошкольников со взрослыми чаще носит характер познавательной деятельности. Беседа выстраивается вокруг бытовых вопросов, родители стремятся отслеживать речевые нормы и высказывания ребенка. Сверстники не знают никаких норм, поэтому речевое общение протекает свободно, что и привлекает детей.