Государственная политика в области образования - это совокупность нормативно-правовых актов и проводимых в соответствии с ними мероприятий, являющихся отражением принятого правительством курса в образовательной сфере и определяющих его принципов, приоритетов и ценностей.
Базовые положения государственной политики в области образования
В статье 43 Конституции России закреплено основное и неотъемлемое для каждого гражданина конституционное право на образование. Предусмотрено, что право получить образование имеет каждый. При этом государство является гарантом обеспечения бесплатности и общедоступности получения таких видов образования, как дошкольное, основное, общее и среднее профессиональное. Также бесплатным может быть и высшее образование, посредством предоставления государством возможности участия в конкурсе и получения такого преимущества.
Общее основное образование является обязательным в России, и за получение детьми такого вида образования отвечают родители или иные попечители ребенка.
Законодательством страны утверждаются определенные стандарты образования, а также осуществляется поддержка разных видов самообразования и образования.
Предлагается рассмотреть базовые черты политики государства в сфере российского образования. К ним относятся следующие:
- российское государство рассматривает образовательную сферу в качестве приоритетной области;
- развитие и регулирование российского образования происходит на основе законов России, а также международных норм и стандартов;
- не допускается ограничивать права граждан в сфере получения образования, основываясь на возрастных, расовых, половых признаках, а также в случае плохого состояния здоровья и наличия судимости, за исключением установленных законодательством случаев;
- установлено право каждого гражданина получить общее основное образование на языке, являющемся для него родным, а также на другом выбранном гражданином, в зависимости от возможностей системы образования, языке;
- создание российским государством специальных образовательных условий, позволяющих обучаться людям, имеющим ограниченные возможности в связи с состоянием их здоровья, а также тем, у кого имеются недостатки психического и физического развития, используются определенные педагогические методы с целью корректирования нарушений адаптации в социуме и общего развития;
- Правительством РФ в обязательном проводится единая государственная политика в сфере образования;
- в качестве основной меры политики государства в образовательной области рассматривается Федеральная целевая программа по развитию образования.
Главные принципы политики государства в области российского образования
В декабре 2012 года в России был принят Федеральный закон № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, который в статье 3 предусмотрел перечень основных принципов политики России в сфере регулирования образовательных правоотношений:
- образование является приоритетной сферой;
- каждому человеку должно быть обеспечено право на получение образования, дискриминация в области образования находится под запретом;
- образование основывается на принципе гуманизма, в приоритет ставятся жизнь и здоровье граждан, их личные права и свободы, свобода в развитии собственной личности, трудолюбие, патриотизм, привитие взаимного уважения, правовая культура, бережное отношение к природе и другое;
- формирование специальных условий для взаимодействия российского образования с образованием в других странах;
- образовательное пространство является единым на всей территории страны, особенности этноса и культуры, традиции народов подлежат защите и развитию;
- обязательное предоставление свободного выбора образования в зависимости от потребностей и склонностей человека, формирование условий, позволяющих самостоятельно реализовываться каждому человеку и развивать свои способности, а также право выбирать фурму и организацию при получении образования в установленных пределах, а для педагогов право выбирать методы и формы в процессах воспитания и обучения;
- образование в организациях государства и муниципалитетов носит светский характер;
- организации, осуществляющие образование, а также свободы и права работников и учеников данных организаций, обладают автономией;
- право получить образование принадлежит каждому гражданину на протяжении всей жизни, учитывая при этом потребности самой личности, особенности развития, адаптивность образовательной системы к степени подготовки, а также интересам и способностям желающего обучаться;
- конкуренция в области образования не может быть устранена или ограничена;
- управление образованием строится по принципу демократии, права педагогов, учеников и их родителей на участие в управлении образованием обеспечиваются законом;
- договорное и государственное регулирование образовательных отношений используется в сочетании.
Государственная политика России в области образования в настоящее время
В 2017 году Правительство Российской Федерации приняло Постановление No 1642 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования”, в которой перечислены обязательные к реализации цели государственной политики в области образования, подлежащие исполнению в период с 2018 до 2025 года. Органом государства, который был назначен ответственным за исполнение данного документа, стало Министерство просвещения РФ.
В Программе предусмотрены следующие направления политики государства в сфере образования:
- повысить конкурентоспособность профессионального российского образования;
- создать проект “современной школы”, обеспечивающий вхождение к 2024 году России в десятку стран, имеющих высший уровень общего образования;
- обновить к 2024 году образовательные организации сельских местностей;
- обеспечить поддержку для семей с детьми в области предоставления условий для консультирования в вопросах воспитания и образования;
- развитие социальной активности, волонтерства, поддержка талантов и способностей детей с помощью новых проектов и инициатив.
Данная Программа предусматривает также ряд других направлений, связанных с экономикой, цифровыми системами и работой педагогов.