Навыки социального педагога
Социальный – это связанный с жизнью и отношениями между людьми в обществе. В связи с этим социальная служба должна ориентироваться на решение проблем социализации человека, его воспитание, защиту его прав, помощь ему при разрешении проблем самореализации и адаптации к среде жизнедеятельности.
Социальный педагог является одной из ключевых фигур в школе, так как он объединяет усилия школы, семьи, общества в оказании ребенку всесторонней помощи.
Социальный педагог должен обладать следующими специальными навыками:
- знание психологии, особенно детской, социальной, а также психологии личности;
- компетентность в правовых и законодательных вопросах, непосредственно затрагивающие детско-родительские отношения;
- знание прав, обязанностей и ответственности несовершеннолетних, если они совершили преступление;
- умение ведения документооборота 9составление различных планов, отчетности и пр.).
Функции социального педагога в школе
В школе социальный педагог реализует специфическую разновидность профессиональной деятельности, направленной на социальную защиту личности, в качестве высшей ценности, а также поддержание и укрепление личностного нравственного, психического и физического здоровья. К непосредственным практическим задачам социально-педагогической деятельности в школе относят улучшение социального самочувствия учащихся, совершенствование условий их жизни, обеспечение достойного и комфортного их существования.
Компетентно осуществлять этот ряд задач может только специалист, обладающий высоким уровнем квалификации, личностно-нравственным потенциалом и профессионально необходимыми качествами.
Практико-гуманистическая направленность является определяющим базовым основанием деятельности социального педагога. Важнейшая характеристика личности социального педагога, которая в полной мере обуславливает его деятельность – гуманистический потенциал, а также ценностная ориентация, которой отражается действительное отношение педагога к тем объектам, ради которых была развернута его деятельность.
Принято выделять три большие группы качеств, которые необходимы в работе социального педагога:
- нравственные;
- профессиональные;
- организаторские.
Нравственные и профессиональные качества в первую очередь влияют на успешность реализации социальным психологом функций управления коллективом учащихся, который, как правило, неоднороден по своему составу. Чтобы осуществлять социально-психологическую деятельность необходимо организовать и сплотить такой ученический коллектив, активизировать и совершенствовать его деятельность. Развитие в нем самоуправления предполагает не только педагогическую компетенцию, но и высокое нравственное начало. Из этого можно сделать вывод, что каждое качество социального педагога обслуживает сразу несколько функций.
На сегодняшний день быть компетентным – значит хорошо разбираться в последних достижениях психолого-педагогической мысли, обладать передовым новаторским опытом, уметь применять его при работе с детьми.
На успешность реализации социальным психологом его профессиональных функций оказывает существенное воздействие наиболее представительная группа качеств – организаторские. Для качественной и успешной работы социальному педагогу необходимо обладать требовательностью, распорядительностью, настойчивостью, уверенностью в себе, решительностью, твердостью, уравновешенностью, критичностью, исполнительностью, дисциплинированностью, точностью, аккуратностью, а также оперативной компетентностью, то есть знанием науки управления и школоведения, умением анализировать учебно-воспитательный процесс, прогнозирование и принятие научно обоснованных решений, планирование, четкое и ясное инструктирование, организация внутришкольного контроля, методической и внеклассной работы, деятельности ученических организаций, контроль за родительским комитетом, проведение собраний и индивидуальных бесед.
Социальный педагог может оказывать эффективное влияние на учеников только в том случае, если он может занимать благоприятную позицию внутри системы межличностных отношений внутри коллектива и тесно сотрудничать с ним, заслуживать уважение, доверие, симпатии учеников, развитие их инициативы и активности в процессе решения задач, стоящих перед ученическим коллективом, поддерживая в нем оптимистическое настроение, стремление работать внутри этого коллектива.
Только высокий уровень развития обозначенных личностных качеств делает социального педагога психологически привлекательным, близким и понятным для воспитанников, укрепляя его позиции внутри системы межличностных отношений и создавая условия для того, чтобы педагога воспринимали не в качестве администратора, а в качестве лидера, то есть наиболее уважаемого и влиятельного человека внутри коллектива, власть которого базируется в первую очередь на моральном авторитете и навыке сотрудничества.
Профессионализм социального педагога проявляется умением выявлять достоинства личности детей, а также проблемные моменты своих подопечных, прогнозировать возможные варианты его развития, оказывать позитивное воздействие на мотивацию, активизировать процессы самовоспитания и саморазвития.
Социальный педагог должен уметь выяснять социальные роли, которые выполняет ребенок, а во многом они определяют его потребности и поведение. В широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направляется на процесс формирования и развития нравственной сферы личности детей, а также социально значимых установок в жизненном самоопределении.