Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Функции целостного педагогического процесса: воспитательная, образовательная, развивающая, социальная

Определение 1

Целостность педагогического процесса – это свойство, которое отражает взаимосвязь всех элементов и процессов, входящих в него и подчиненность общей цели: воспитание, образования и развитие.

Воспитательная и образовательная функции

Одной из первоочередных функций педагогического процесса является образовательная функция. Данная функция реализуется в рамках учебной деятельности: учебные занятия (уроки), внеурочная и внеклассная работа, деятельность образовательных учреждений дополнительного образования.

Основной формой организации образовательной функции, являются целенаправленно организованные педагогом уроки (занятия), имеющие конкретную образовательную цель и содержание.

Внеклассная и внеурочная деятельности направлены на расширение учащимися собственного кругозора, получение необходимого жизненного опыта и опыта практической деятельности.

Функция учреждений дополнительного образования – освоение общечеловеческой культуры, овладение умения и навыками творческой деятельности.

Выполненная образовательная функция проявляется в умении учащимся применять полученные знания, оперировать ими в практической деятельности, а также использовать их для того, чтобы получать новые знания.

Замечание 1

Таким образом, образовательная функция педагогического процесса направлена на получение учащимися знаний и умений во время специально организованных учебных занятий, а так же во внеклассной работе и работе учреждений дополнительного образования.

Воспитательная функция пронизывает такие аспекты целостности педагогического процесса как:

  • воспитательное и обучающее пространство;
  • организация различных видов деятельности;
  • профессиональные и личностные характеристики педагога;
  • методы, средства, приемы и формы обучения;
  • характер взаимодействия между субъектами педагогического процесса.
«Функции целостного педагогического процесса: воспитательная, образовательная, развивающая, социальная» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Воспитательная функция находится в тесной взаимосвязи с обучением, так как оно имеет закономерный воспитывающий характер. Процесс обучения направлен не просто на передачу учащимся знаний и умений, но и на формирование полноценной личности. Полноценное формирование личности не состоится, в случае если не будут усвоены нормы и правила поведения в современном обществе. Именно это и обуславливает взаимосвязь и взаимозависимость обучения и воспитания.

Воспитательная функция педагогического процесса реализуется посредством целенаправленной организации эффективного взаимодействия всех его участников.

Воспитательная функция целостности педагогического процесса проявляется в:

  • воспитательном пространстве, в рамках которого осуществляется взаимодействия педагога и воспитанников;
  • личностных и профессиональных характеристиках педагога;
  • характере учебных планов и программ;
  • методах, формах, средствах и приемов реализации педагогического процесса.

Таким образом, воспитательная функция целостного педагогического процесса имеет большое значение в формировании и становлении личности ребенка.

Развивающая функция

Замечание 2

Развивающая функция целостного педагогического процесса направлена на качественные изменения психической деятельности детей, формирование и развитие у них необходимых для полноценного существования качеств и умений.

Развивающая функция – акцентирует направление педагогического процесса на формирование у учащихся навыков самореализации и мотивации на обучение.

В основе развивающей функции целостного педагогического процесса лежит теория Л.С. Выготского о зонах развития. Данная теория гласит, что процесс воспитания и обучения идут синхронно с развитием.

Развивающее воздействие на ребенка оказывают такие ситуации, когда ребенку дают для выполнения задачу, которую он может выполнить самостоятельно, прилагая для этого некоторое усилие. Данные ситуации были названы зонами ближайшего развития, ориентация на которые являются наиболее эффективными методами развития в педагогике.

На основании зоны ближайшего развития разработано и предложно большое количество практических решений организации максимально эффективного и результативного педагогического процесса. Одним из наиболее популярных является метод, предложенный С.Н. Лысенковой – «Метод опережающего обучения». Данный метод подразумевает включение в учебный материал сложных элементов из тем, за несколько академических часов до их изучения. Это способствовало тому, что практически все ученики успешно усваивали учебный материал.

Кроме того, на развитие ребенка большое влияние оказывает личность педагога, его профессиональное мастерство. Необходимо давать ребенку задания соразмерные его возможностям и потребностям, в этом случае он будет развиваться, обучаясь и воспитываясь, а не наоборот.

Замечание 3

Таким образом, обучение и воспитания встроены в процесс развития детей, а не надстраиваются над ним.

Социальная функция

Социальная функция проявляется во всех элементах целостного педагогического процесса.

Каждая образовательная организация ориентируется на то, чтобы в рамках педагогического процесса создавать такое пространство, которое будет способствовать освоению новых умений и навыков, необходимых для полноценного и плодотворного существования в рамках современного общества.

Получаемые детьми социальные навыки разнообразны, они учат их взаимодействовать в семье, в кругу ровесников, с окружающими взрослыми и т.д. Социальная функция не всегда выделяется в отдельную функцию, в отличие от образовательной, воспитательной и развивающей, однако она является одной из важнейших частей целостного педагогического процесса.

Социальная функция в образовательной организации проявляется практически во всех сферах целостного педагогического процесса. Это связано с тем, что находясь в образовательном учреждении, ребенку приходится взаимодействовать с окружающими его людьми (педагоги, одноклассники и т.д.), что заставляет его усваивать нормы и правила поведения в обществе.

Дата последнего обновления статьи: 21.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot