Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте

Сущность детского (ученического) коллектива

Определение 1

Коллектив – это социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

Коллектив имеет большое значение для формирования и развития личности ребенка любого возраста. Однако особенно важно вхождение ребенка в коллектив именно в период младшего школьного возраста. Обусловлено это тем, что ребенок, поступая в школу, приобретает новый статус и положение в обществе, меняется весь уклад его жизни, необходимо усвоить и принять новые правила и нормы. От того, как ребенка примет новый коллектив зависит не только успешность всего последующего обучения, но и адаптация к школе.

Особенность коллектива в начальных классах заключается в том, что сам коллектив создан из детей, которые не знают друг друга, то есть это новое коллективное объединение. Задача педагога состоит в том, чтобы не только сформировать детей в коллектив, но и сплотить их.

Формирование ученического коллектива осуществляется педагогом в совместном взаимодействии не только с детьми, но и с родителями. Взаимодействие с родителями необходимо для того, чтобы лучше узнать детей, их привычки, личностные качества и тем самым определить характер взаимоотношений с окружающими людьми.

Замечание 1

Таким образом, школьный коллектив является той «колыбелью», которая позволяет ребенку развиваться на протяжении всего периода обучения в школе.

Современная школа содержит большое количество разнообразных коллективов, что позволяет ребенку максимально реализовать свои способности и «примерить» различные социальные роли. Одним из ведущих и стабильных является коллектив класса, который формируется в самом начале обучения и сохраняется до конца обучения.

«Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Порядок формирования сплоченности коллектива младших школьников по А. С. Макаренко

Замечание 2

Формирование коллектива учащихся начальных классов осуществляется продолжительное время и проходит несколько последовательных этапов.

В соответствии с исследованиями А.С. Макаренко формирование детского коллектива проходит в рамках следующих стадий:

  • 1 Этап: Требования к коллективу – на данном этапе велика роль учителя, деятельность которого направлена на организацию и «оформление» детской группы.
  • 2 Этап: Выделение неформального актива – учитель наблюдает за детьми и выделяет из общего числа неформальных лидеров. В дальнейшем формирование коллектива осуществляется с опорой на этих лидеров.
  • 3 Этап: Требования к личности – учитель учит детей предъявлять к себе высокие требования как к личности, так как каждый является элементом коллектива и от него зависит то, каким будет коллектив в целом.

Большое влияние на формирование и сплочение детского коллектива оказывает совместная деятельность, особенно совместный труд, игры и общение.

По мнению А. С. Макаренко совместный труд очень полезен не только для формирования и сплочения детского коллектива, но и для приобщения детей к материальной культуре общества.

Совместный труд позволяет детям общаться, обмениваться навыками и умениями, способствует взаимодействию и развитию эмоционального сопереживания.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо помнить о том, что для них игра имеет большое значение. Используя игры в формировании и сплочении детского коллектива, педагог учит детей взаимодействовать друг с другом, позволяет детям получить определенный жизненный опыт и эмоциональные переживания.

Еще одним важным фактором, имеющим большое значение в формировании и сплочении детского коллектива, является общение. В процессе общения дети обмениваются мыслями, духовными ценностями, своими переживаниями и т. д.

Замечание 3

Все три элемента (труд, игра и общение) должны использоваться педагогом одновременно и на протяжении всего формирования коллектива в начальной школе.

Основные направления работы по сплочению детского коллектива

В рамках современной начальной школы, с целью формирования сплоченности ученического коллектива учителями организуются следующие виды работ:

Воспитательная работа в детском коллективе.

Особенность воспитательной работы состоит в том, что все участники вновь созданного коллектива находятся на стадии знакомства друг с другом. Дети «присматриваются» друг к другу, пытаются понять сверстников, их поступки, учатся корректировать и подстраивать свое поведение под коллектив.

Воспитательная работа направлена на усвоение детьми правил взаимодействия в коллективе, умения совместно принимать решения и направления своей коллективной деятельности, эмоционально контактировать друг с другом. Чем активнее дети будут общаться в рамках организованной воспитательной работы, тем сплоченнее будет коллектив. Кроме того, проводимая воспитательная работа позволяет детям развиваться духовно.

Организованная совместная деятельность детского коллектива.

Основные направления совместной деятельности коллектива учащихся с целью формирования сплоченности:

  • организованные разнообразные виды детской деятельности (труд, игра, общение, продуктивная деятельность и т.д.);
  • постановка общей привлекательной цели и ее достижение во внеклассной или внеурочной деятельности (поход, экскурсии и т.д.);
  • организованные поручения, которые дети выполняют не только индивидуально, но и в группе, что учит детей взаимодействовать друг с другом, совместно планировать свои действия;
  • установление традиций класса;
  • поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении;
  • предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.

Таким образом, работа по сплочению детского коллектива в начальной школе, должна начинаться в момент формирования коллектива, когда дети только поступают в первый класс. Большая роль в формировании сплоченности отводится учителю, который должен организовать работу внутри детского коллектива, с использованием комплекса методов, средств и приемов.

Дата последнего обновления статьи: 15.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot