Сущность детского (ученического) коллектива
Коллектив – это социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.
Коллектив имеет большое значение для формирования и развития личности ребенка любого возраста. Однако особенно важно вхождение ребенка в коллектив именно в период младшего школьного возраста. Обусловлено это тем, что ребенок, поступая в школу, приобретает новый статус и положение в обществе, меняется весь уклад его жизни, необходимо усвоить и принять новые правила и нормы. От того, как ребенка примет новый коллектив зависит не только успешность всего последующего обучения, но и адаптация к школе.
Особенность коллектива в начальных классах заключается в том, что сам коллектив создан из детей, которые не знают друг друга, то есть это новое коллективное объединение. Задача педагога состоит в том, чтобы не только сформировать детей в коллектив, но и сплотить их.
Формирование ученического коллектива осуществляется педагогом в совместном взаимодействии не только с детьми, но и с родителями. Взаимодействие с родителями необходимо для того, чтобы лучше узнать детей, их привычки, личностные качества и тем самым определить характер взаимоотношений с окружающими людьми.
Таким образом, школьный коллектив является той «колыбелью», которая позволяет ребенку развиваться на протяжении всего периода обучения в школе.
Современная школа содержит большое количество разнообразных коллективов, что позволяет ребенку максимально реализовать свои способности и «примерить» различные социальные роли. Одним из ведущих и стабильных является коллектив класса, который формируется в самом начале обучения и сохраняется до конца обучения.
Порядок формирования сплоченности коллектива младших школьников по А. С. Макаренко
Формирование коллектива учащихся начальных классов осуществляется продолжительное время и проходит несколько последовательных этапов.
В соответствии с исследованиями А.С. Макаренко формирование детского коллектива проходит в рамках следующих стадий:
- 1 Этап: Требования к коллективу – на данном этапе велика роль учителя, деятельность которого направлена на организацию и «оформление» детской группы.
- 2 Этап: Выделение неформального актива – учитель наблюдает за детьми и выделяет из общего числа неформальных лидеров. В дальнейшем формирование коллектива осуществляется с опорой на этих лидеров.
- 3 Этап: Требования к личности – учитель учит детей предъявлять к себе высокие требования как к личности, так как каждый является элементом коллектива и от него зависит то, каким будет коллектив в целом.
Большое влияние на формирование и сплочение детского коллектива оказывает совместная деятельность, особенно совместный труд, игры и общение.
По мнению А. С. Макаренко совместный труд очень полезен не только для формирования и сплочения детского коллектива, но и для приобщения детей к материальной культуре общества.
Совместный труд позволяет детям общаться, обмениваться навыками и умениями, способствует взаимодействию и развитию эмоционального сопереживания.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо помнить о том, что для них игра имеет большое значение. Используя игры в формировании и сплочении детского коллектива, педагог учит детей взаимодействовать друг с другом, позволяет детям получить определенный жизненный опыт и эмоциональные переживания.
Еще одним важным фактором, имеющим большое значение в формировании и сплочении детского коллектива, является общение. В процессе общения дети обмениваются мыслями, духовными ценностями, своими переживаниями и т. д.
Все три элемента (труд, игра и общение) должны использоваться педагогом одновременно и на протяжении всего формирования коллектива в начальной школе.
Основные направления работы по сплочению детского коллектива
В рамках современной начальной школы, с целью формирования сплоченности ученического коллектива учителями организуются следующие виды работ:
Воспитательная работа в детском коллективе.
Особенность воспитательной работы состоит в том, что все участники вновь созданного коллектива находятся на стадии знакомства друг с другом. Дети «присматриваются» друг к другу, пытаются понять сверстников, их поступки, учатся корректировать и подстраивать свое поведение под коллектив.
Воспитательная работа направлена на усвоение детьми правил взаимодействия в коллективе, умения совместно принимать решения и направления своей коллективной деятельности, эмоционально контактировать друг с другом. Чем активнее дети будут общаться в рамках организованной воспитательной работы, тем сплоченнее будет коллектив. Кроме того, проводимая воспитательная работа позволяет детям развиваться духовно.
Организованная совместная деятельность детского коллектива.
Основные направления совместной деятельности коллектива учащихся с целью формирования сплоченности:
- организованные разнообразные виды детской деятельности (труд, игра, общение, продуктивная деятельность и т.д.);
- постановка общей привлекательной цели и ее достижение во внеклассной или внеурочной деятельности (поход, экскурсии и т.д.);
- организованные поручения, которые дети выполняют не только индивидуально, но и в группе, что учит детей взаимодействовать друг с другом, совместно планировать свои действия;
- установление традиций класса;
- поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении;
- предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.
Таким образом, работа по сплочению детского коллектива в начальной школе, должна начинаться в момент формирования коллектива, когда дети только поступают в первый класс. Большая роль в формировании сплоченности отводится учителю, который должен организовать работу внутри детского коллектива, с использованием комплекса методов, средств и приемов.