Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Все предметы / Психология / Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Определение 1

Межличностные отношения — это отношения, которые обладают взаимным характером и включают систему установок, ориентаций и ожиданий участников группы в отношении друг друга.

Особенности межличностных отношений младших школьников

Межличностные отношения связаны с содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности. На всем этом основывается коммуникация людей, которая становится базой для развития социально-психологического климата в коллективе.

Эффективность совместной деятельности во всех возрастах во многом зависит от уровня компетентности в области межличностных отношений. Искусство коммуникации и знание ее психологических механизмов сегодня требуется для каждого, поскольку представляет собой основу жизненного и профессионального успеха.

Обучение межличностному взаимодействию, включающее развитие коммуникативных качеств личности, происходит в школьные годы. Младшие школьники должны показать результаты освоения основной образовательной программы. В дополнение к получению знаний по базовой программе, ученики должны показать умение принимать к учету точку зрения собеседника (партнёра), организовывать и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.

На развитие ребёнка большое воздействие оказывают межличностные отношения в школьных коллективах. Широта или бедность организованных связей младших школьников предопределяют внутреннюю структуру личности. По этой причине школьники, общаясь и взаимодействуя с ровесниками, должны чувствовать их расположение, ощущая себя принятым в коллективе.

В младшем школьном периоде все большее значение для развития приобретает общение, в рамках которого не только более активно происходит осуществление познавательной предметной деятельности, но и формирование важнейших навыков межличностного общения и нравственного поведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Для младшего школьника при организации межличностных отношений играют роль следующие составляющие:

  • Стремление к сверстникам;
  • Потребность в общении;
  • Потребность в участии в группе.

От того, как младший школьник будет общаться со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Это означает, что межличностные отношения в коллективах школы становятся фактором, развивающим личность.

Особенности межличностных отношений в классном коллективе

Межличностные отношения школьников в классных коллективах представляют собой форму реализации социальной сути каждого ребенка. Они становятся психологической основой сплочения детей.

В коллективе у младших школьников происходит реализация потребности в социальном соответствии. Ребенок хочет соответствовать социальным требованиям, ему необходимо выполнять правила общественной жизни и становиться общественно полноценным. Эти потребности побуждают ребенка проявлять интерес к сверстниками осуществлять поиск друзей.

Вступление в классные коллективы играет огромную роль в развитии личности и появлении социальных чувств младших школьников. Межличностное взаимодействие с педагогами и одноклассниками, занятие соответствующего места в системе отношений сверстников способны обеспечивать практическое овладение школьниками норм и правил общественного поведения.

Младший школьник с активностью начинает осваивать навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружбу и контакты. По этой причине важная задача развития ребенка на этой стадии представлена приобретением навыков социального взаимодействия с группами сверстников и умение заводить товарищей и друзей.

Общение со сверстниками очень важно в начальной школе. Оно не только способно сделать самооценку более адекватной, но и поможет социализации учащихся в новых условиях, стимулируя учебу. В детских коллективах активно формируются межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младшие школьники могут приобрести личный опыт отношений в обществе. У них появляются социально-психологические качества, которые включают:

  • Умение понимать сверстников;
  • Тактичность;
  • Вежливость;
  • Способность взаимодействовать.

Межличностные отношения в младшем школьном возрасте помогают во многих сферах. Они способны давать основу чувствам и переживаниям. Дети получают возможность проявлять благодаря общению эмоциональный отклик. В целом отношения с окружающими в младшем школьном возрасте помогают развивать самоконтроль.

Социально-психологическая атмосфера в коллективе

В отношениях младших школьников большое значение имеет социально-психологическая атмосфера в коллективе. Она позволяет создать лучшие условия для развития младшего школьника, поскольку порождает чувство психологической защищенности.

Благоприятная атмосфера в коллективе дает возможность удовлетворить потребность ребенка в эмоциональном контакте. Он становится значимым для других людей.

Положительный психологический и педагогический потенциал детских коллективов не способен сформироваться самостоятельно. В этой сфере требуется «окружающая ребенка атмосфера» социальной мысли (по Л. С. Выготскому), внешнее педагогическое воздействие и руководство.

В начальных классах учителя играют объединяющую роль. В первые годы жизни школьники ориентированы на мнение учителя. Дл них осень высок авторитет педагогов в школе («Мне учительница так показала», «Меня учитель так научил» и т.д.).

Взаимоотношения младших школьников во многом также могут быть определены учителем с помощью организации учебного процесса. Классные руководители в начальных классах общеобразовательных учреждений способствуют формированию статусов и межличностных отношений.

В первую очередь учащиеся начинают общаться в соответствии с их симпатиями и наличием общих интересов. В основе их дружбы лежат общие внешние жизненные обстоятельства (например, дети живут поблизости, интересуются спортом или музыкой, сидят за одной партой и др.).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис