Условия развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности
Социальная компетентность – это совокупность знаний и навыков в сфере социального поведения и взаимодействия, умения действовать в различных социальных ситуациях и при различных обстоятельствах и адаптироваться к новым условиям и обстоятельствам социальной жизнедеятельности.
Социальная компетентность отражает приспособление личности к социальной среде, развитие у нее навыков коммуникативного взаимодействия и психологической готовности к деятельности.
Формирование социальной компетентности актуально начинать с младшего школьного возраста, поскольку, именно на этом этапе развития ребенок попадает в новую среду, к которой ему необходимо приспособиться и научиться действовать, принимать решения в новых ситуациях.
Развитие социальной компетентности важно в силу ее функциональной роли:
- Формирование навыков социальной ориентации.
- Социальная адаптация.
- Интеграция социального и личностного опыта в различных направлениях деятельности.
Социальная компетентность отражает знания младших школьников об устройстве мира и своего окружения, а также своего положения в мире.
Развитие социальной компетентности младшего школьника требует систематического подхода. Нельзя разового объяснить ребенку, что к чему и завершить этот процесс. Ребенка необходимо постепенно знакомить с устройством социальной действительности и делать это во всех направлениях деятельности. Внеурочная работа не является исключением.
Внеурочная деятельность хороша тем, что в ее ходе можно сформировать навыки межличностного взаимодействия младших школьников. Основными условиями его развития, а также освоения социальной действительности, выступают следующие:
- Привлечение детей к совместной деятельности. педагог должен организовывать совместные направления деятельности и мотивировать детей к участию в них.
- Создание условий во внеурочных занятиях для комфортного приобщения ребенка к традициям школьной жизнедеятельности.
- Создание непосредственного опыта ребенка в специально организованной социальной деятельности.
- Разработка алгоритмов выполнения разнообразных заданий и их коллективный анализ на внеурочных занятиях.
- Проведение парной работы.
- Организация дискуссий.
- Проведение занятий в игровой форме или в форме ролевых игр на тематику социального взаимодействия.
- Использование на занятиях игр-драматизаций, ориентированных на разыгрывание ситуаций социального взаимодействия, установления межличностного контактирования.
- Игровые постановки, ориентированные на развитие навыков слушания собеседника, установления контакта, выхода из него, предотвращение развития конфликтов, конструктивного выхода из них.
- Проведение мероприятий внеурочной направленности с участием детей с разных классов, с привлечением родителей, братьев и сестер.
Таким образом, внеурочная деятельность должна стать компонентом системной работы педагога по формированию социальной компетентности младшего школьника. Эффективность этой работы зависит от правильно построенной внеурочной работы, выбора приемов и средств ее организации, ориентации внеурочных мероприятий на развитие межличностного взаимодействия между учащимися начальной школы.
Функциональная роль и модели реализации внеурочной деятельности социальной направленности
Внеурочная деятельность выполняет следующие основные функции, прямо или косвенно связанные с формированием социальной компетентности учащихся. К ним относятся следующие:
- Социальная функция – формирование навыков построения социального взаимодействия, общей культуры общения, принятия себя, как части социального мира, нахождения своего места в нем.
- Увлекательная функция – формирование интереса к собственной личности, познание себя и своего устройства, места в социуме, саморазвитие и самоутверждение, удовлетворение своих потребностей.
- Досуговая функция – правильная организация свободного времени учащегося, когда он оказывается занят не только развлечениями, но и полезными, развивающими направлениями деятельности. В ходе досуга развиваются навыки общения и социального взаимодействия.
В ходе внеурочной деятельности, дети начальной школы чувствуют себя более свободно и уверенно, поскольку в ней нет рамок и жестких правил. Внеурочная деятельность является более гибкой и свободной. Она позволяет выбрать для каждого учащегося или группы наиболее оптимальное направление деятельности, отвечающее его потребностям и стремлениям, уровню развития и социальной компетентности. Такая деятельность активизирует познавательную активность, формирует у учащихся навыки деятельности, направленной на достижение успеха, имеет разные варианты организации деятельности, средства ее реализации и служит отражением общечеловеческих ценностей. В этой связи, внеурочная деятельность выступает эффективным средством развития социальной компетентности младшего школьника.
Внеурочная деятельность, ориентированная на формирование социальной компетентности, имеет три модели осуществления:
- Организация деятельности с применением внутренних ресурсов общеобразовательного учебного учреждения. Здесь происходит построение индивидуальных маршрутов для обучающихся педагогами школы. Программы включают в себя разнообразные занятия, ориентированные на установление межличностного социального взаимодействия между детьми и освоения ими навыков социальной ориентации. Это позволяет построить эффективную систему внеурочного социального развития младшего школьника, поскольку программы обучения гибки и вариативны т.е. могут учитывать специфику социального развития и социальной адаптации учащихся.
- Организация деятельности с построением системы взаимодействия с социальными партнерами: учреждения доп. Образования, спортивные секции, кружки, клубы, учреждения культуры и отдыха. Работа организуется проектным методом. Каждый проект имеет конкретные цели и задачи осуществления социального развития учащихся. Проекты подходят для их реализации в любых условиях осуществления учебно-воспитательной работы.
- Организация деятельности с использованием собственных ресурсов и с установлением взаимодействия с партнерами.