Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование социальной компетентности младшего школьника во внеурочной деятельности

Условия развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности

Определение 1

Социальная компетентность – это совокупность знаний и навыков в сфере социального поведения и взаимодействия, умения действовать в различных социальных ситуациях и при различных обстоятельствах и адаптироваться к новым условиям и обстоятельствам социальной жизнедеятельности.

Социальная компетентность отражает приспособление личности к социальной среде, развитие у нее навыков коммуникативного взаимодействия и психологической готовности к деятельности.

Формирование социальной компетентности актуально начинать с младшего школьного возраста, поскольку, именно на этом этапе развития ребенок попадает в новую среду, к которой ему необходимо приспособиться и научиться действовать, принимать решения в новых ситуациях.

Развитие социальной компетентности важно в силу ее функциональной роли:

  1. Формирование навыков социальной ориентации.
  2. Социальная адаптация.
  3. Интеграция социального и личностного опыта в различных направлениях деятельности.

Социальная компетентность отражает знания младших школьников об устройстве мира и своего окружения, а также своего положения в мире.

Развитие социальной компетентности младшего школьника требует систематического подхода. Нельзя разового объяснить ребенку, что к чему и завершить этот процесс. Ребенка необходимо постепенно знакомить с устройством социальной действительности и делать это во всех направлениях деятельности. Внеурочная работа не является исключением.

Внеурочная деятельность хороша тем, что в ее ходе можно сформировать навыки межличностного взаимодействия младших школьников. Основными условиями его развития, а также освоения социальной действительности, выступают следующие:

  1. Привлечение детей к совместной деятельности. педагог должен организовывать совместные направления деятельности и мотивировать детей к участию в них.
  2. Создание условий во внеурочных занятиях для комфортного приобщения ребенка к традициям школьной жизнедеятельности.
  3. Создание непосредственного опыта ребенка в специально организованной социальной деятельности.
  4. Разработка алгоритмов выполнения разнообразных заданий и их коллективный анализ на внеурочных занятиях.
  5. Проведение парной работы.
  6. Организация дискуссий.
  7. Проведение занятий в игровой форме или в форме ролевых игр на тематику социального взаимодействия.
  8. Использование на занятиях игр-драматизаций, ориентированных на разыгрывание ситуаций социального взаимодействия, установления межличностного контактирования.
  9. Игровые постановки, ориентированные на развитие навыков слушания собеседника, установления контакта, выхода из него, предотвращение развития конфликтов, конструктивного выхода из них.
  10. Проведение мероприятий внеурочной направленности с участием детей с разных классов, с привлечением родителей, братьев и сестер.
«Формирование социальной компетентности младшего школьника во внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, внеурочная деятельность должна стать компонентом системной работы педагога по формированию социальной компетентности младшего школьника. Эффективность этой работы зависит от правильно построенной внеурочной работы, выбора приемов и средств ее организации, ориентации внеурочных мероприятий на развитие межличностного взаимодействия между учащимися начальной школы.

Функциональная роль и модели реализации внеурочной деятельности социальной направленности

Внеурочная деятельность выполняет следующие основные функции, прямо или косвенно связанные с формированием социальной компетентности учащихся. К ним относятся следующие:

  • Социальная функция – формирование навыков построения социального взаимодействия, общей культуры общения, принятия себя, как части социального мира, нахождения своего места в нем.
  • Увлекательная функция – формирование интереса к собственной личности, познание себя и своего устройства, места в социуме, саморазвитие и самоутверждение, удовлетворение своих потребностей.
  • Досуговая функция – правильная организация свободного времени учащегося, когда он оказывается занят не только развлечениями, но и полезными, развивающими направлениями деятельности. В ходе досуга развиваются навыки общения и социального взаимодействия.

В ходе внеурочной деятельности, дети начальной школы чувствуют себя более свободно и уверенно, поскольку в ней нет рамок и жестких правил. Внеурочная деятельность является более гибкой и свободной. Она позволяет выбрать для каждого учащегося или группы наиболее оптимальное направление деятельности, отвечающее его потребностям и стремлениям, уровню развития и социальной компетентности. Такая деятельность активизирует познавательную активность, формирует у учащихся навыки деятельности, направленной на достижение успеха, имеет разные варианты организации деятельности, средства ее реализации и служит отражением общечеловеческих ценностей. В этой связи, внеурочная деятельность выступает эффективным средством развития социальной компетентности младшего школьника.

Внеурочная деятельность, ориентированная на формирование социальной компетентности, имеет три модели осуществления:

  1. Организация деятельности с применением внутренних ресурсов общеобразовательного учебного учреждения. Здесь происходит построение индивидуальных маршрутов для обучающихся педагогами школы. Программы включают в себя разнообразные занятия, ориентированные на установление межличностного социального взаимодействия между детьми и освоения ими навыков социальной ориентации. Это позволяет построить эффективную систему внеурочного социального развития младшего школьника, поскольку программы обучения гибки и вариативны т.е. могут учитывать специфику социального развития и социальной адаптации учащихся.
  2. Организация деятельности с построением системы взаимодействия с социальными партнерами: учреждения доп. Образования, спортивные секции, кружки, клубы, учреждения культуры и отдыха. Работа организуется проектным методом. Каждый проект имеет конкретные цели и задачи осуществления социального развития учащихся. Проекты подходят для их реализации в любых условиях осуществления учебно-воспитательной работы.
  3. Организация деятельности с использованием собственных ресурсов и с установлением взаимодействия с партнерами.
Дата последнего обновления статьи: 15.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot