Задачи и направления эстетического воспитания учащихся
Эстетическое воспитание учащихся – это процесс организации жизни и деятельности детей, способствующий развитию у них эстетических чувств, формированию представлений и знаний, касающихся прекрасного в искусстве и жизни, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему окружающему.
Выделяют две группы задач эстетического воспитания младшего школьника:
- первая группа направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающей действительности. Она предусматривает развитие умения видеть и чувствовать красоту природы, поступков, искусства, воспитывать художественный вкус и потребность познавать прекрасное;
- вторая группа направлена на формирование художественных умений в области различных искусств, включает обучение детей рисованию и лепке, пению, движениям под музыку и развитие словесного творчества.
Основа методики эстетического воспитания – совместная деятельность педагогов с детьми, направленная на развитие у них творческих способностей и формирование художественных ценностей, а также осознанное отношение к социальной и природной средам. Успех этой работы зависит от того, насколько учтены индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка, а также его общий уровень развития.
Развивающий характер обучение приобретает только при использовании определенных методов обучения и воспитания, которые способствуют развитию самостоятельности, инициативности и творчества. Такими направлениями обучения являются:
- способность ориентироваться в звуковых и зрительных ощущениях, восприятие выразительных и изобразительных средств каждого вида искусства;
- приобщение детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений через соучастие и сопереживание;
- целостный и аналитический подход к художественным явлениям;
- ориентировка в самостоятельных действиях в процессе исполнительства и продуктивного творчества.
Иными словами, разучивание произведений или решение художественных задач предполагает активное использование способов, позволяющих целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, а также самостоятельными творческими действиями.
Роль искусства в эстетическом воспитании младшего школьника
Существенная роль искусства в эстетическом воспитании несомненна, так как оно и есть его суть. Особенность искусства, в качестве воспитательного средства, заключается в том, что искусство – концентрат творческого опыта человечества. Его содержание затрагивает изучение и приобщение детей к разным видам и жанрам искусства – музыки, изобразительного искусства и пр.
Не менее важная сторона содержания эстетического воспитания посредством средств искусства – его направленность на личностное развитие дошкольника. Оно охватывает ряд сторон этого развития:
- формирование у детей эстетических потребностей в области искусства, а также в постижении художественных ценностей социума. Основным направлением этой работы является практическое ознакомление с разными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям;
- важнейший элемент содержания эстетического воспитания – развитие у учеников художественного восприятия. Это восприятие должно затрагивать широкую сферу эстетических явлений;
- существенный компонент эстетического воспитания – овладение знаниями, которые связаны с пониманием искусства и умением выражать собственные суждения и взгляды по вопросам художественного отражения действительности.
Искусство может и не выполнять свою воспитательную роль, тогда ребенок не получает непосредственно художественного развития и образования, не обучается видению, чувствованию и пониманию прекрасного в искусстве и жизни. Опыт жизни ребенка не разных стадиях его развития так ограничен, что дети нескоро научаются выделению из общей массы непосредственно эстетических явлений. Задача учителя – воспитывать в детях способность наслаждаться искусством, развивать эстетические потребности и интересы, доводить их до степени эстетического вкуса, а потом и идеала.
Педагогические условия эстетического воспитания учеников начальной школы средствами искусства
Чтобы осуществлять эстетическое воспитание, используют разнообразные формы и методы. Методами эстетического воспитания являются:
- беседы на эстетические темы;
- анализ произведений искусства;
- упражнения в различных видах искусства;
- методы иллюстрации или наглядный метод;
- рассказы о произведениях искусства, предметах и явлениях.
Учитель должен правильно подбирать методы эстетического развития каждого ученика, а также этот выбор должен быть осознан и целенаправлен.
Метод беседы может сочетаться с другими методами – рассказом, упражнениями, наглядными методами и пр.
Упражнения в искусстве предполагают слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, рисование, лепку из пластилина и пр.
Метод иллюстрации используется учителем на каждом уроке вне зависимости от темы урока. Чтобы решить задачу эстетического воспитания, данный метод наиболее эффективен. На уроках изобразительного искусства, основная группа методов – рисование и рассматривание репродукций картин выдающихся художников.
В последние годы в школах, помимо кружков, начали создавать клубы. Они могут быть музыкально-хоровыми, литературно-творческими и пр. Учителя организуют работу в школьных студиях по тем же принципам, что и работу в студии на базе учреждений дополнительного образования.
Классные часы, часы информации, КТД – это основные формы работы с коллективом учеников, с которыми учитель непосредственно взаимодействует.
Иными словами, методы и формы развития базиса эстетической культуры помогают формировать художественный вкус у современных детей, а также способствуют развитию их жизненного опыта и наблюдательности, а также освоению детьми умений и навыков художественной деятельности.