Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование межличностных отношений младших школьников группы риска

Особенности и содержание межличностных отношений младших школьников

Определение 1

Межличностные отношения – это взаимосвязи человека с окружающими людьми, то есть их взаимодействие, взаимопонимание и взаимовосприятие.

Когда ребенок заканчивает начальную школу, результаты его образования могут быть представлены посредством:

  • универсальных учебных действий, составляющих основу компетенций, метапредметные результаты, которые в младшем школьном возрасте определяются умением учиться и определяют учебную грамотность, а также в межличностных отношениях, определяясь коммуникативной грамотностью;
  • предметная грамотность;
  • социальный опыт определяется личностными результатами.

В младшем школьном возрасте ребенку уже не интересна символическая имитация поведения взрослых, он стремится реально, то есть правильно воспроизводить их действия. Учебная деятельность становится ведущей. Ее содержание не заканчивается на обучении ребенка определенному набору знаний и навыков, она также заключается в том, что ребенок впервые включится в социально организованную структуру.

Существенный неотъемлемый компонент межличностных отношений – содержание учебной деятельности – теоретическое задание, которое дети усваивают во время решения учебной задачи, используя определенные учебные действия, важный компонент которых – рефлексия.

Именно учитель формирует у ребенка умение учиться, включая:

  • осознавание границ известного, понятного, доступного и освоенного;
  • представление о том, что лежит за границей известного;
  • стремление не останавливаться перед задачей, если для ее решение отсутствуют готовые средства, не объявляет эту задачу не интересной;
  • самостоятельно искать задачи, которые он не может решить не только в учебной деятельности, но и в любой сфере жизни.

Чтобы успешно передать ребенку понятийное содержание учебной деятельности, взрослый должен научить детей специфической форме принятия этого содержания – межличностным отношениям. Действие должно целенаправленно обучать специфическому взаимодействия и построению межличностных отношений ребенка и учителя, ребенка и сверстников и даже с самим собой.

«Формирование межличностных отношений младших школьников группы риска» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Межличностные отношения со взрослыми предполагают, что ребенок умеет различать ситуации, которые требуют применять готовые образцы, и ситуации не подражательные, которыетребуют создать новые образцы, отказаться от применения старых, познавательных вопросов, посредством которых ребенок способен доопределить условия новой задачи самостоятельно. Межличностными отношениями со сверстниками предполагается, что дети могут обнаружить разницу своих способов действия и координировать их, выстраивая совместное действие.

Межличностные отношения, таким образом, предполагают, что ребенок может адекватно дифференцированно себя оценить. Развитие этой способности идет на протяжении нескольких лет, при решении детьми разных систем учебных задач.

Формирование в начальной школе межличностных отношений детей, относящихся к группе риска

Современной педагогикой межличностные отношения рассматриваются в качестве одной из главных основ современного процесса обучения.

Замечание 1

Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, которая скреплена взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. Основа стратегии сотрудничества – идея стимулирования и направления педагогами познавательных интересов учеников.

Построению межличностных отношений у детей группы риска, в качестве системы активности взаимодействующих субъектов, и в качестве совместной деятельности членов группы, присущи следующие черты:

  • пространственное и временное присутствие;
  • единство цели;
  • организация и управление деятельностью;
  • разделение функций, действий и операций;
  • позитивные межличностные отношения.

Построение межличностных отношений в процессе образовательной деятельности – разветвленная сеть взаимодействий по четырем основным направлениям:

  • учитель – ученики;
  • ученик – ученик;
  • общегрупповое взаимодействие учеников внутри учебного коллектива;
  • учитель – коллектив учителей.

Межличностные отношения – педагогическое взаимодействие, обладающее, как считает Зимняя И.А. следующими характеристиками педагогического взаимодействия, особенно значимыми для детей группы риска:

  • активность – характеризуется взаимодействующие стороны в учебной деятельности. Чем более сложный материал, тем сильнее различается форма активности;
  • системность – представленность взаимодействия участников во всем многообразии связей и отношений, являясь также его характеристикой;
  • осознанность и целеполагание – обуславливают виды взаимодействий – сотрудничество и общение, они взаимодействуют друг с другом, проявляясь в образовательном процессе.

Взаимодействие, представленное межличностными отношениями, предполагает наличие общения в качестве наиболее актуальной формы осуществления.

Признаки сформированности навыков межличностных отношений у детей группы риска:

  • включение каждого ребенка в решение творческих задач с самого начала усвоения классом нового предметного материала, который определяется на основании активного взаимодействия с учителем и друг с другом;
  • изменение творческого взаимодействия в соответствии с ситуацией в процессе обучения, что обеспечивает развитие механизмов самореализации поведения и личности каждого ребенка.

Решая творческие задачи ученики осваивают алгоритм смыслообразования и целеобразования, что дает им возможность развить более эффективное мотивационное овладение операционно-техническими средствами выполнения рассматриваемой деятельности.

Особая и основная форма межличностных отношений ребенка и взрослых, которая нужна, чтобы полноценно овладеть и усвоить теоретические понятия учениками, - учебное сотрудничество. Оно может рассматриваться в качестве способности ребенка самостоятельно, без помощи взрослого организовать учебное сотрудничество, определить и сформировать умение учиться, то есть расширять собственный набор знаний, умений, навыков и способностей.

Дата последнего обновления статьи: 03.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot