Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование лексических навыков у дошкольников с недоразвитием речи различной этиологии

Сущность лексических навыков и их развитие в онтогенезе

Определение 1

Словарь – это структурированная совокупность слов, то есть основных единиц речи, которые обозначают предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Принято различать активный и пассивный словарь.

Замечание 1

Пассивный словарь – это возможность понимать слова, а активный – употреблять их в самостоятельной речи.

Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Развитие словаря детей тесно взаимосвязано с развитием психических процессов, а также компонентов речи, включая фонетико-фонематический и грамматический строй речи.

Лепечущий ребенок изначально выбирает из речи, которая обращена к нему, те слова взрослых, которые доступны для его артикулирования.

Первым словам детей в онтогенезе характерен полисемантизм: одно и то же звукосочетание в разных случаях может служить выражением разных значений, которые становятся понятными в определенной ситуации и интонации.

Первые шаги в развитии речи детей заключаются в том, что в одном высказывании дети объединяют два, а затем и три слова.

Развитию лексики посвящено огромное количество исследований, в которых данных процесс освещен с разных точек зрения: психофизиологической, психологической, лингвистической, психолингвистической.

В конце первого – начале второго года жизни, все большую силу у детей набирает словесный раздражитель. Но в это время слова не разграничиваются друг от друга, дети реагируют на целостный комплекс слов со всей предметной ситуацией.

На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется ориентировочным рефлексом (поворотом головы, фиксацией взгляда и пр.). Позже формируется рефлекс второго порядка и у детей развивается подражательность, многократное повторение нового слова, лепетные слова, состоящие преимущественно из ударных слогов.

«Формирование лексических навыков у дошкольников с недоразвитием речи различной этиологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Слова-предложения на данном этапе отражают или поведение (дай), или указание (там), или называют какой-то предмет (киса, ляля).

Позже, в возрасте около 2х лет, у детей расчленяются комплексы на части, вступающие между собой в разнообразные комбинации. У детей начинает быстро пополняться словарный запас и к концу второго года жизни он составляет примерно 300 слов разных частей речи.

После двух лет дети переходят от пассивного приобретения слов к активному расширению словаря, используя множество разных вопросов, обращенных к взрослым.

То есть, сначала дети получают знаки от окружающих их людей, а позже осознают их и открывают функции знаков.

Характеристика лексической стороны речи дошкольников с ОНР

Нарушения в формировании лексики детей с ОНР проявляются ограниченностью словарного запаса, резким расхождением объема активного и пассивного словаря, неточностью при употреблении слов, несформированностью семантических полей, трудностями актуализации словаря.

Замечание 2

Характерный признак детей с ОНР – существенные индивидуальные речевые отличия, обусловленные разным патогенезом – моторной и сенсорной алалией, стертой формой дизартрии, дизартрией, задержкой речевого развития и пр.

У детей с ОНР отмечена задержка формирования семантических полей в сравнении с нормальным развитием. Организация семантических полей у детей с ОНР обладает специфическими особенностями, основные из которых:

  • ассоциации у детей с патологиями речи носят немотивированный характер;
  • формирование лексической системности и семантических полей проявляется не только характером вербальных ассоциаций, но и особенностями классификации слов на основании семантических признаков.

То есть, у детей с ОНР системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. Выделяют комплекс трудностей, приводящих к неправильному выполнению заданий, который должен быть преодолен:

  • трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основании которых противопоставляется значение слов;
  • недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
  • недостаточно активный процесс поиска слов;
  • несформированность семантических полей внутри лексической языковой системы;
  • неустойчивость парадигматических связей внутри лексической языковой системы;
  • ограниченность словаря, затрудняющая выбор нужного слова.

Одна из сложных проблем речевого онтогенеза – формирование синонимов.

Определение 2

Синонимы – это члены семантической группы, принадлежащие к одной и той же части речи и совпадающие по значению и употреблению.

Дошкольники в возрасте 6 лет в основном правильно подбирают синонимы к словам, которые им хорошо знакомы, допуская только единичные ошибки. Вместе с этим дети с речевой патологией того же возраста допускают массу ошибок, подбирая синонимы, а часто и вообще отказываются от ответа.

Дошкольники с нормальным развитием речи зачастую актуализируют несколько синонимов к одному предлагаемому слову, что говорит о том, что начался процесс усвоения многозначности слов.

Дети с ОНР обычно воспроизводят только один синоним на слова-стимул и при этом может наблюдаться различный характер ошибок. Вместо синонимов дети с ОНР могут воспроизводить:

  • семантически близкие слова, зачастую ситуативно-сходные (улица - дорога);
  • слова, противоположные по своему значению, либо повторять исходное слово с частицей не (большой – маленький, не большой);
  • слова, схожие по звучанию (парк - парта);
  • слова, которые связаны со словом-стимулом синтагматическими связями (улица - красивая);
  • формы исходного слова или родственные слова (бой - боец);

В заданиях, требующих подобрать синонимы, у детей с патологиями речи выявляют те же затруднения, что и при необходимости подобрать антоним, а именно – ограниченный словарный запас, затруднения при актуализации словаря, неумение выделять существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на основании единого семантического признака.

Дата последнего обновления статьи: 05.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot