Здоровьесберегающие технологии и принципы их организации
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это приемы и методы современной организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на сохранение здоровья учащихся, поддержание их нормальной жизнедеятельности.
Здоровьесберегающие технологии обучения можно рассматривать в качестве показателя качества педагогического процесса и технологий, применяемых в его ходе. Она отражает воздействие технологий на здоровье всех участников образовательной системы.
Использование ЗОТ ориентировано на создание условий обучения в образовательном заведении, которые позволяют сохранить здоровье учащимся, развить у них различные навыки и умения, привить основы здорового образа жизни подрастающему поколению, сформировать у них стремление оберегать свое здоровье и, применять знания о здоровье и его сохранении в практической жизнедеятельности.
Любое учебное учреждение должно создать условия для безопасного обучения и пребывания ребенка в нем. Обучение не должно наносить вред здоровью детей, иначе такое обучение неприемлемо.
Рисунок 1. Компоненты здоровогообраза жизни младшего школьника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Технологии здоровьесбережения опираются на следующие принципы:
- Принцип гуманизма т.е. приоритет личности в процессе обучения, уважение к индивидуальным особенностям развития и состояния здоровья каждого ребенка;
- Принцип сохранности здоровья, как ведущего условия организации учебно-воспитательной деятельности;
- Принцип взаимодействующих отношений между педагогом и детьми. Между педагогом и учащимися должны устанавливаться партнерские отношения, опирающиеся на сотрудничество. Это поможет более рационально подойти к сохранению здоровья и его защите;
- Принцип оказания психолого-педагогической поддержки учащимся. При возникновении различных психических проблем и трудностей иного характера, учащийся может обратиться за специализированной помощью.
Благодаря применению ЗОТ в учебных учреждениях у детей формируется тенденция к ведению здорового образа жизни. Его основы закладываются в семье. Они должны ппроповедоваться учебным заведением, создавая родителям поддержку в его пропаганде.
Цели и задачи программы по формированию культуры здорового образа жизни в младшей школе
Учебное учреждение должно создать все необходимые условия, способствующие сохранению жизни учащихся и, исключающие подвергание его здоровья опасности. Для этого, при планировании учебных программ под контроль берутся учебные нагрузки, двигательные нагрузки, формируется оптимальный режим дня, соответствующий возрастным особенностям развития младших школьников. Огромное внимание уделяется созданию комфортного учебного пространства, не создающего психологических проблем в обучении и, помогающего развитию учащихся во всех направлениях. В некоторых учебных заведениях проводятся закаливающие процедуры и мероприятия, а также устанавливается система взаимодействия с родителями учащихся для организации новых форм досуга или проведения каких-то мероприятий, ориентированных на поддержание и сохранение здоровье, пропаганду здорового образа жизни.
Рисунок 2. Формирование культуры здорового образа жизни. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проблема сохранения здоровья и его укрепления является особенно актуальной в современном обществе и образовательной системе. Ее решение требует:
- Развития у учащихся младших классов мотивов следовать концепции здорового образа жизни, стремления укреплять и поддерживать свое здоровье;
- Проведения самоанализа учащимися состояния своего здоровья: его физической и психической сторон;
- Изучения системы школьного обучения с валеологической стороны и определение воздействия обучения на здоровье учащихся.
Создание программы по развитию культуры здорового образа жизни у учащихся младших классов осуществляется на базе федеральных стандартов образования (ФГОС) . Такая программа ориентирована на формирование заинтересованности у учащихся к состоянию своего здоровья и его укреплению.
Целевым назначением программы является создание единого здоровьесберегающего и здоровьесозидающего пространства в учебном учреждении.
На основании поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- Создание системы мероприятий, ориентированные на пропаганду здорового образа жизни и формирование культуры здоровья у младшеклассников;
- Создание оптимального режима дня в учебном учреждении и рациона питания для каждого класса, по согласованию с родителями учащихся и привлечением медицинского работника;
- Привлечение учащихся младших классов к мероприятиям, проводимым в школе, ориентированным на пропаганду здорового образа жизни;
- Создание системы взаимодействия с педагогами ОБЖ, физической культуры с целью сохранения и поддержания здоровья учащихся;
- Ориентация на развитие культуры здоровья в системе общего культурного развития учащихся, родителей и педагогов;
Построение учебных занятий учащихся младших классов с позиции здоровьесбережения
Создание системы здоровьесбережения в учебном учреждении проводится отдельно в каждом классе. Классным руководителем должна быть создана здоровая обстановка в учебном помещении, отвечающая всем гигиеническим нормам и требования САНПИНа. Регулирование внутриклассного климата осуществляется, исходя из возрастных особенностей учащихся, т. е. подбирается соответствующее освещение, температура и влажность воздуха в помещении. Необходимо регулярно проветривать помещение и совершать влажную уборку. Кроме того, психологический комфорт можно обеспечить путем создания игровых уголков, где дети могут отдохнуть в перерывах между учебными занятиями.
Важно, ознакомить детей с режимом дня в образовательном заведении и объяснить необходимость его соблюдения.
Учебное занятия, с позиции здоровьесбережения, проводится следующим образом:
- Создание комфортной обстановки в классе, соблюдение гигиенических норм: освещенность, температура, расположение доски и расстановка учебных мест, посадка детей, свежесть воздуха в классе;
- Оптимальное количество видов учебной деятельности на одном занятии: проведение опросов, чтение, письмо, прослушивание рассказов педагога, выполнение упражнений, решение задач и т.д. должны быть рационально подобраны, быть оптимальной продолжительности и чередоваться;
- Учебный материал должен подаваться в разных видах, с обязательным чередованием;
- Применение методов, способствующих проявлению инициативы учащимися и развивающие их творческий подход к деятельности;
- Чередование поз учащихся в соответствии с видом работы;
- Использование оздоровительных моментов на учебном занятии. Это могут быть физминутки, краткие диалоги о здоровье и др.;
- Обеспечение мотивации учебной деятельности учащихся;
- Создание благоприятного психологического климата;
- Введение эмоциональных разрядок: шутки, афоризмы, чтение стихотворения, музыкальные аккорды;
- Оптимальная плотность учебного занятия. Предполагается, что на обучение должно быть отведено от 60 до 80% времени учащихся.