Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование готовности воспитателей к развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников

Оценка готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Готовность педагога развивать познавательную и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста определяется уровнем его профессиональной компетентности.

Замечание 1

Профессиональная компетентность педагога – это характеристика мастерства и знаний педагога, определяющая навыки разрешения профессиональных проблем и задач, возникающих в реальной педагогической жизнедеятельности, предполагающая применение профессионального и жизненного опыта педагога, методов, приемов и средств педагогического воздействия.

Профессиональная компетентность педагога складывается из следующих компонентов:

  1. Знания о возрастных особенностях психологического и физиологического развития детей дошкольного возраста;
  2. Знание индивидуальной специфики развития каждого дошкольника;
  3. Умение строить взаимоотношения с воспитанниками на основе специальных педагогических механизмов;
  4. Обладание педагогическим мастерством и техникой;
  5. Наличие необходимых личностных характеристик и ценностных ориентаций педагогической деятельности;
  6. Наличие навыков успешного разрешения нескольких взаимосвязанных задач воспитания: видение места ребенка в образовательном процессе, организация комфортных условий для познавательной деятельности, умение создать систему эффективного взаимодействия с воспитанниками и иными участниками образовательного процесса, ориентированную на решение целей и задач образования, создать в дошкольном учреждение оптимальную среду для познания и воспитания, а также развития ребенка.

Педагог с высоким уровнем квалификации обладает такой профессиональной компетентностью, которая обеспечивает его способности развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей в дошкольном заведении. Высокий уровень профессиональной компетентности состоит из нескольких видов компетентности, которыми обладает педагог:

  1. Диагностическая компетентность – отражает навыки диагностирования педагогом знаний и умений воспитанников, их уровня развития и потенциальные возможности в научном познании и развитии практических навыков;
  2. Теоретическая компетентность – отражает знания педагога в области теории педагогики и психологии, основами применения деятельностного подхода в познавательной и исследовательской деятельности, знаниями в области современных направлений развития и технологий познавательно-исследовательской деятельности;
  3. Практическая компетентность – отражает практическое мастерство педагога в области владения технологиями и методиками педагогики, умения применять творческий подход в воспитании и обучении, решать актуальные задачи, принимать самостоятельные решения, использовать инновационные формы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности, развиваться и осваивать новые приемы и методы обучения, заниматься исследовательской деятельностью для собственного совершенствования и развития, повышения своего квалификационного уровня;
  4. Организационная компетентность – навыки педагогов рационально организовывать учебно-воспитательный процесс в ДОУ, развивать инициативность и активность дошкольников, их творческий потенциал;
  5. Коммуникативная компетентность – отражает навыки педагога строить коммуникативные связи с детьми и их родителями, формировать положительную систему взаимодействия, ориентированную на результат.
«Формирование готовности воспитателей к развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

С помощью данных разновидностей компетентностей осуществляется диагностирование готовности педагога развивать познавательно-исследовательскую деятельность в ДОУ. Мониторинг проводится путем выставления баллов по каждому виду компетентности, отражающих уровень владения педагогом тех или иных знаний и умений и, последующим суммированием баллов для выставления общего балла, отражающего уровень готовности педагога.

Технология формирования готовности педагогов к осуществлению познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Готовность педагога к реализации исследовательской деятельности детей в процессе познания осуществляется за счет повышения уровня квалификации и профессиональной компетентности педагога. Это осуществляется посредством прохождения дополнительного обучения, курсов повышения квалификации, освоение новых тенденций обучения и воспитания, методов и приемов познавательного развития учащихся.

Педагоги, развивающие исследовательскую деятельность детей в ДОУ, реализуют ее в следующих формах:

  1. Специальным образом построенный процесс обучения основным навыкам исследовательской деятельности. как правило, применяется игровая деятельность, в которой дошкольники обучаются основам проведения исследования, учатся самостоятельно исследовать объекты.
  2. Проведение индивидуальной работы с детьми, ориентированной на закрепление теоретических знаний об исследованиях.
  3. Проведение тренировочных занятий. Такие занятия реализуются в игровой форме и нацелены на тренировку проведения предстоящего исследования.
  4. Организация исследовательского проекта, ориентированного на весь коллектив.
  5. Проведение практических исследовательских занятий. На них дети учатся выполнять исследования самостоятельно, закрепляют свои навыки.
  6. Проведение демонстрационных занятий. Они необходимы для показа детьми своих исследований и их результатов.

Только осознанное отношение педагога к своей деятельности, понимание того, что исследование играет огромную роль в познании, открывает возможности формирования педагогом исследовательского пространства в дошкольном заведении. Такой педагог ориентируется на развитие у дошкольников таких умений и навыков, как: навыки видения проблемы, умение задавать вопросы и искать на них ответы, делать предположения, формулировать умозаключения и выводы, развиваться в области экспериментальной деятельности, проводить опыты, систематизировать и группировать данные, уметь рассуждать, чтобы прийти к какому-то решению или выводу.

Процесс познания в дошкольном возрасте должен носить практический характер и быть ориентированным на стремления, потребности и интересы каждого отдельного ребенка. Современное общество выдвигает новые требования к системе образования, приоритетной задачей которого становится развитие у детей навыком творческого поиска и исследовательской деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 06.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot