Оценка готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Готовность педагога развивать познавательную и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста определяется уровнем его профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога – это характеристика мастерства и знаний педагога, определяющая навыки разрешения профессиональных проблем и задач, возникающих в реальной педагогической жизнедеятельности, предполагающая применение профессионального и жизненного опыта педагога, методов, приемов и средств педагогического воздействия.
Профессиональная компетентность педагога складывается из следующих компонентов:
- Знания о возрастных особенностях психологического и физиологического развития детей дошкольного возраста;
- Знание индивидуальной специфики развития каждого дошкольника;
- Умение строить взаимоотношения с воспитанниками на основе специальных педагогических механизмов;
- Обладание педагогическим мастерством и техникой;
- Наличие необходимых личностных характеристик и ценностных ориентаций педагогической деятельности;
- Наличие навыков успешного разрешения нескольких взаимосвязанных задач воспитания: видение места ребенка в образовательном процессе, организация комфортных условий для познавательной деятельности, умение создать систему эффективного взаимодействия с воспитанниками и иными участниками образовательного процесса, ориентированную на решение целей и задач образования, создать в дошкольном учреждение оптимальную среду для познания и воспитания, а также развития ребенка.
Педагог с высоким уровнем квалификации обладает такой профессиональной компетентностью, которая обеспечивает его способности развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей в дошкольном заведении. Высокий уровень профессиональной компетентности состоит из нескольких видов компетентности, которыми обладает педагог:
- Диагностическая компетентность – отражает навыки диагностирования педагогом знаний и умений воспитанников, их уровня развития и потенциальные возможности в научном познании и развитии практических навыков;
- Теоретическая компетентность – отражает знания педагога в области теории педагогики и психологии, основами применения деятельностного подхода в познавательной и исследовательской деятельности, знаниями в области современных направлений развития и технологий познавательно-исследовательской деятельности;
- Практическая компетентность – отражает практическое мастерство педагога в области владения технологиями и методиками педагогики, умения применять творческий подход в воспитании и обучении, решать актуальные задачи, принимать самостоятельные решения, использовать инновационные формы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности, развиваться и осваивать новые приемы и методы обучения, заниматься исследовательской деятельностью для собственного совершенствования и развития, повышения своего квалификационного уровня;
- Организационная компетентность – навыки педагогов рационально организовывать учебно-воспитательный процесс в ДОУ, развивать инициативность и активность дошкольников, их творческий потенциал;
- Коммуникативная компетентность – отражает навыки педагога строить коммуникативные связи с детьми и их родителями, формировать положительную систему взаимодействия, ориентированную на результат.
С помощью данных разновидностей компетентностей осуществляется диагностирование готовности педагога развивать познавательно-исследовательскую деятельность в ДОУ. Мониторинг проводится путем выставления баллов по каждому виду компетентности, отражающих уровень владения педагогом тех или иных знаний и умений и, последующим суммированием баллов для выставления общего балла, отражающего уровень готовности педагога.
Технология формирования готовности педагогов к осуществлению познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Готовность педагога к реализации исследовательской деятельности детей в процессе познания осуществляется за счет повышения уровня квалификации и профессиональной компетентности педагога. Это осуществляется посредством прохождения дополнительного обучения, курсов повышения квалификации, освоение новых тенденций обучения и воспитания, методов и приемов познавательного развития учащихся.
Педагоги, развивающие исследовательскую деятельность детей в ДОУ, реализуют ее в следующих формах:
- Специальным образом построенный процесс обучения основным навыкам исследовательской деятельности. как правило, применяется игровая деятельность, в которой дошкольники обучаются основам проведения исследования, учатся самостоятельно исследовать объекты.
- Проведение индивидуальной работы с детьми, ориентированной на закрепление теоретических знаний об исследованиях.
- Проведение тренировочных занятий. Такие занятия реализуются в игровой форме и нацелены на тренировку проведения предстоящего исследования.
- Организация исследовательского проекта, ориентированного на весь коллектив.
- Проведение практических исследовательских занятий. На них дети учатся выполнять исследования самостоятельно, закрепляют свои навыки.
- Проведение демонстрационных занятий. Они необходимы для показа детьми своих исследований и их результатов.
Только осознанное отношение педагога к своей деятельности, понимание того, что исследование играет огромную роль в познании, открывает возможности формирования педагогом исследовательского пространства в дошкольном заведении. Такой педагог ориентируется на развитие у дошкольников таких умений и навыков, как: навыки видения проблемы, умение задавать вопросы и искать на них ответы, делать предположения, формулировать умозаключения и выводы, развиваться в области экспериментальной деятельности, проводить опыты, систематизировать и группировать данные, уметь рассуждать, чтобы прийти к какому-то решению или выводу.
Процесс познания в дошкольном возрасте должен носить практический характер и быть ориентированным на стремления, потребности и интересы каждого отдельного ребенка. Современное общество выдвигает новые требования к системе образования, приоритетной задачей которого становится развитие у детей навыком творческого поиска и исследовательской деятельности.