Гендерные установки – это готовность к выполнению конкретной социальной роли в системе полоролевого социального взаимодействия.
Установки отражают программу поведения конкретной личности. Гендерные установки связаны с выполнением определенных действий, соблюдением принципов реализации взаимодействия с противоположным полом и с людьми такого же пола. Они формируются с детства и предполагают воспитание привычек поло ролевого поведения в различных социальных ситуациях.
При наличии у ребенка особенностей развития, дисфункциях его интеллектуальной сферы, система гендерного воспитания, формирование гендерных установок сопряжено с рядом трудностей. Это требует использования методов коррекционного воздействия на личностное развитие ребенка.
Трудности формирования гендерных установок учащихся с интеллектуальными нарушениями
Поло ролевая социализация играет важную роль в личностном развитии ребенка. При наличии у него тех или иных дисфункций развития, возникают сложности с осознанием своей половой принадлежности и выработке основ полового поведения. Особенно это актуально для детей с интеллектуальными нарушениями. Им, попросту, сложно осознать свое половое предназначение и освоить действия, которые он должен выполнять в соответствии со своей гендерной ролью.
Половое воспитание детей с умственными нарушениями рассматривается в качестве аспекта нравственно-этического воспитания. Оно предполагает развитие привычек ухода за собой, согласно половым различиям и объяснение правил социального поведения ребенка конкретной половой принадлежности.
При наличии у ребенка интеллектуальных нарушений происходит столкновение со следующими трудностями в их гендерном развитии:
- Затруднения в усвоении основ социально-нормативного поведения, обусловленные нарушениями работы мыслительных процессов и интеллекта.
- Высокая вероятность развития отклонений в поведении, из-за дисфункций психической сферы личности.
- Трудности установления ребенком контактов с взрослыми и сверстниками, что сказывается на формировании желания противостоять социальным нормам и установкам.
- Неразвитость эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями.
- Проблемы в развитии у ребенка понимания гуманной направленности воспитания, требований социума, их норм и правил.
- Малые знания о фактах жизни и ролях в социальной среде людей определенной половой принадлежности. Малый объем знаний обусловлен сложностью их фиксации в памяти за счет наличия умственных отклонений.
Следует отметить, что проблемы в развитии гендерных установок младших школьников зависят от степени интеллектуальной недостаточности. Если уровень интеллектуальных отклонений высок, то осознание ребенком своих женских или мужских качеств и особенностей полоролевого поведения реализуется особенно трудно. Ребенку тяжело дается понимание своей гендерной принадлежности и усвоение конкретных стереотипов поведения, соответствующих гендерному признаку.
Коррекционная воспитательная работа по формированию гендерных установок младших школьников
Развитие гендерных установок у младших школьников с нарушениями интеллекта предполагает комплексную работу, направленную на усвоение детьми понятий пола и специфики полового поведения в обществе.
Коррекционная работа носит комплексный характер, включая работу специальных педагогов – дефектологов, психологов и иных специалистов, помогающих в сглаживании дефектов развития ребенка, а также активном участии родителей в воспитании и развитии ребенка, формировании у него навыков поло ролевого поведения и адаптации к социальной среде.
Формирование понимания младшим школьником своей гендерной принадлежности опирается на организацию коррекционного воздействия в опоре на следующие принципы:
- Единая направленность воспитания в семьи в школе;
- Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию гендерных установок учащихся, исходя из особенностей интеллектуального развития каждого конкретного ребенка и уровня развития его психической и интеллектуальной сферы.
- Правдивость и достоверность информации о гендерной принадлежности, доносимой до учащихся. Не должны быть скрыты какие-то факты или преподнесена придуманная информация, в целях возбуждения интереса ребенка.
- Адаптация гендерной информации под каждого конкретного учащегося с интеллектуальными дисфункциями.
- Соответствии окружающей ребенка обстановки его гендерной принадлежности. Мужские и женские качества формируются, только, при наличии определенных условий, в которых они должны проявляться.
Половое воспитание и развитие учащихся начальных классов коррекционной школы (или в системе инклюзивного образования) реализуется, как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности.
Коррекционная работа реализуется по следующим направлениям:
- Формирование знаний о половой принадлежности и половых отношениях.
- Выработка адекватной манеры полоролевого поведения у учащихся.
- Освоение способов установления взаимоотношений с противоположным полом.
- Формирование понимания своей половой принадлежности и ее роли в собственной жизнедеятельности.
- Воспитание привычки соблюдения норм гигиены.
- Развитие ориентации на ведение здорового образа жизни.
- Формирование представлений об особенностях полового развития мальчиков и девочек.
Следует отметить, что гендерные установки тесно связаны с нравственным развитием личности. Потому, нравственному воспитанию, формированию нравственных качеств учащегося с интеллектуальными нарушениями. Воспитание честности, искренности, ответственности, милосердия, формирование трудолюбия и уважения к другой личности выступает основой усвоения гендерных стереотипов поведения.
Ребенка с интеллектуальными дисфункциями обязательно необходимо приучать к тому, что отдельные стороны жизни человека и части его организма составляют тайную сферу, которая не может быть продемонстрирована всем, ее необходимо прятать от чужих глаз. Это понимание сформирует основу гендерного развития ребенка и формирование его установок полоролевого поведения.