Сущность формирования образования
Образование является одной из жизненно важных сфер социально-экономической деятельности государства.
На сегодняшний день в системе образования задействована большая часть материальных и кадровых ресурсов. Именно образование является той отраслью, которая обеспечивает полноценное развитие общества и государства в целом.
Цель образования – это повышение интеллектуального потенциала людей для ускорения прогресса общества, а в личном плане – для повышения личного статуса и благосостояния.
Формирование пространства образования – это сложный многоступенчатый процесс, направленный на подбор и сочетание в себе факторов и действий, оказывающих влияние на эффективность данного процесса.
От процесса формирования образования зависят его показатели, такие как качество предоставляемого образования, его доступность, информативность и т.п.
Важным моментом в формировании процесса образования является учет всех факторов, оказывающих не него влияние. Это связано с тем, что именно факторы влияют на конечный результат процесса. Исходя из этого, рассмотрение совокупности факторов, влияющих на процесс формирования пространства образования, является актуальной и на сегодняшний день.
Характеристика факторов, оказывающих влияние на формирование образования
Современные факторы, оказывающие влияние на формирование пространства образования условно делятся на две группы: внутренние и внешние. Внешние факторы оказывают косвенное влияние на формирование пространства образования, в то время как внутренние факторы оказывают на него прямое воздействие.
К внешним факторам относятся:
- управление системы образования со стороны государства
- организационное и правовое обеспечение системы образования
- финансовые: обеспечение системы образования необходимым оборудованием, материалы и т.д.
- социальные: отношение к образованию и получению знаний, их роль и значение в социуме.
Внутренние факторы:
- демографические: количество детей, потребности в квалифицированных кадрах и т.д.;
- студенческий состав: студенты, получающие разные уровни образования и разные специальности, в зависимости от востребованности;
- информационное обеспечение;
- образовательные технологии: внедрение ИТК, использование ПК и т.д. в процессе обучения, что делает его более привлекательным для студентов;
- система воспитания;
- организация самостоятельной работы, направленной на получение необходимых знаний, формирования и развитие самосознания и самоорганизации;
- индивидуализация процесса образования.
Наибольшее влияние на формирование пространства образования, оказывают следующие факторы:
- Уровень развития научно-технического прогресса. С развитием и повышением уровня общественного производства повышаются требования к подготовке будущих специалистов. Повышение требований к процессу обучения обуславливает необходимостью постоянного развития и совершенствования системы образования. В настоящее время многие учебные заведения попали под влияние развитие научно-технического прогресса, в связи с чем, происходит их перестройка и расширение. Открывается много новых учебных заведений, которые полностью отвечают современным потребностям по подготовке специалистов актуальных и востребованных специальностей. Так, в России в свете последних событий в сфере научно-технического прогресса значительно повышается роль средних и профессионально-технических заведений, так как большая потребность среди рабочих специальностей.
- Политика общества и интересы его различных событий. Система образовательного пространства находится в зависимости от политики, которая диктует уклон обучающих программ. Политика общества оказывает влияние на построение системы образования. В том случае, если в обществе предусмотрена классовость, то и образование различных слоев населения осуществляется по-разному. С этой целью создаются образовательные учреждения, которые имеют различный характер. Например, создаются учебные заведения для зажиточных и низших слоев общества.
- Национальные особенности и исторический опыт в области образования. На формирование образовательного пространства каждого отдельного государства оказывают традиции народа, исторический опыт в области образования. Например, в России долгое время существовало раздельное обучение мальчиков и девочек. Данная тенденция до сих пор практикуется в ряде мусульманских стран. Обусловлено такое разделение народными традициями и гендерными различиями в обучении и воспитании детей.
- Педагогические факторы. Данные факторы являются одними из самых многочисленных. Так, например, изначально создание яслей и детских садов было обусловлено высвобождением женщин-матерей для их полноценной работы на производстве. С течением времени под воздействием различных педагогических факторов, пребывание детей в детском саду не стало ограничиваться лишь присмотром и удовлетворением физиологических потребностей детей, а их развитием и воспитанием. Далее дошкольное образование меняет свое направление на улучшение подготовки детей к школе и школьному обучению.
Педагогический фактор так же оказывает влияние при организации и создании разнообразных типов учебных заведений. Например, с педагогической точки зрения, профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях. Однако, как было позднее установлено - эффективность профессионального обучения выше, если оно осуществляется на основании общеобразовательной подготовки. Исходя из этого, на базе общеобразовательных школ стали разворачиваться профессиональные учебные заведения, которые предусматривали возможность получения образования с той или иной ступени школы.
Таким образом, на качество образования влияет целая система факторов, и лишь учет каждого из них позволит достичь желаемого результата.