Сущность эвристической беседы в обучении
Эвристическая беседа – это форма обучения, организуемая посредством применения вопросно-ответной методики доведения учащихся до самостоятельного познания, делания выводов, решения проблем и учебных задач.
Данная методика обучения относится к проблемным, поскольку предполагает постановку педагогом проблемной задачи, которую учащиеся должны самостоятельно разрешить.
Применение этого метода в обучении предполагает организацию беседы таким образом, чтобы она принимала характер постепенного развертывания. Педагог готовит вопросы, начиная с элементарных, отдаленно относящихся к теме исследования, постепенно усложняя их и приближая учащихся к поиску правильных ответов и решению образовательных задач. При этом, поставленные вопросы являются логически связанными между собой. Они не носят беспорядочного характера, а следуют друг за другом таким образом, что каждый новый вопрос является продолжением раскрытия общей тематики и вытекает из предыдущего. Ответ на вопрос выступает в данном случает отдельным мыслительным процессом, стадией, которая приводит к постепенному решению задачи.
Эвристическая беседа характеризуется следующими особенностями:
- Все вопросы являются логическими элементами и стадиями поиска истины;
- Вопросы беседы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом;
- Беседа развивает самостоятельность учащихся. Все ответы на вопросы ищутся ими самостоятельно при поддержке педагога. В его задачи входит только направление учащихся на верный путь;
- Методика направлена на поиск верного и правильного знания, доказательство истинности, принятого решения;
- Поиск нового знания базируется на системе, уже имеющихся знаний и навыков и определяет их продуктивность.
Следует отметить, что построение эвристической беседы не ограничивается определенными границами и не проходит только в рамках, составленных вопросов и их последовательности. Она предполагает активное участие каждого ученика в беседе. любой желающий может высказать свое мнение, взгляды, открыть спор по тому или иному вопросу. Цепь вопросов может быть составлена таким образом, чтобы верный ответ на них носил объединяющий характер.
Вопросы эвристической беседы имеют важное функциональное назначение. Они составляют фундамент подхода и от их качества зависит эффективность применения методики.
Рисунок 1. Эвристическая беседа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функциональная роль эвристической беседы сводится к выполнению ею общепедагогических и специфических функций. К таковым относятся:
- Образовательная.
- Воспитательная.
- Развивающая.
- Контрольная.
- Развитие навыков самостоятельности в познании.
- Развитие диалектического мышления.
- Развитие навыков поиска решения сложных проблем и задач.
Структурное построение эвристической беседы
Основными компонентами эвристической беседы являются вопросы и ответы. Именно на вопросах строится вся беседа.
Вопрос можно охарактеризовать, как совокупность психологических, логических и синтаксических свойств, составляющих его предметное содержание. Вопрос не может существовать без ответа. Он тесно с ним связан определенной логикой и взаимодействует с ним по многим направлениям, с целью раскрытия тематики исследования.
Вопрос является элементом беседы, который отражает противоречивое взаимодействие между типами знаний. При этом, он выступает подталкивающим знаменателем, позволяющим получить логическое решение. Благодаря постановке вопросов беседа переходит на новый уровень. Она минует этап сохранения и поддержания усвоенных знаний и навыков и направляет учащегося на приобретение новой информации. Старые знания и навыки здесь имеют немаловажное значение. Они создают основу для направленной и познавательной мыслительной работы.
Вопрос является конкретной мыслительной задачей. Разрешение этой задачи направляет ребенка на поиск новой истины и выхода из сложной, проблемной ситуации. Постановка вопроса приближает учащихся к достижению основной цели урока, учебного занятия, курса и образования в целом.
Переход от одного вопроса к другому происходит только посредством нахождения верного ответа. Ответ – является логическим мостом между вопросами. Найденный учащимся ответ может быть дополнен педагогом, разъяснен и откорректирован при необходимости.
Ответ на вопрос отражает содержание темы исследования. Благодаря ответом происходит продуктивное усвоения познавательной информации. Ответы характеризуют итоги познавательной деятельности, говоря о ее качественности и эффективности. Ответ формируется в сознании учащегося, за счет его мозговой работы, приложенным мыслительным усилиям и накопленных ранее знаний, фактов и способности к обобщениям.
Примеры прохождения эвристической беседы
Организация эвристической беседы осуществляется, исходя из тематики прохождения уроков, возрастных особенностей развития учащихся, особенностей изучаемой дисциплины.
Например, в младшей школе дети изучают окружающий мир посредством наблюдения. Педагог может построить урок, темой которого является изучение снегопада, путем эвристической беседы. Можно начать с вопроса о том, какое сейчас время года. Затем продолжить вопросами: «А какие времена года еще бывают?» «Какая погода зимой?». Дети не дадут сразу полного и обоснованного ответа на него. Они могут сказать, что зимой холодно. Тогда педагог вводит дополнительные вопросы, чтобы привести учащихся к размышлению о снегопаде.
В средней школе, например, на уроке географии, темой которого являются великие географические открытия, педагог начинает урок с вопроса о том, почему эти открытия произошли. Далее педагог может задать вопросы, касающиеся открытия новых стран и континентов, выявления закономерностей и особенностей открытия континентов, островов, стран и т.д. Постановка вопросов может быть скорректирована, исходя из направления размышлений учащихся.
Рисунок 2. Пример эвристической беседы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ