Дошкольная педагогика – это отдельная отрасль педагогической науки, которая занимается исследованием закономерностей и специфики воспитания детей младшего возраста: от двух-трех до шести лет.
Дошкольная педагогика базируется на концепциях и принципах педагогической науки. Она занимается воспитанием, обучением, исследует особенности и тенденции развития этих процессов, определяет их цели, задачи, содержание, методы и технологии организации учебно-воспитательной деятельности, учитывает динамику и специфику организации воспитательных мероприятий, с учетом возрастных особенностей развития дошкольников, определяет влияние воспитательных мероприятий на развитие личности ребенка, проводит разработку программ в обрасти воспитания маленьких детей, определяет перспективы развития дошкольного уровня воспитания, разрабатывает концепции воспитания и стандарты его практического воплощения, занимается изучением протекания воспитательного процесса в различных учреждениях, их сравнение и сопоставление.
Дошкольная педагога занимается исследованием не конкретного ребенка, а явлений окружающей действительности, которые определяют развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста, обусловленные педагогическим воздействием на него, целенаправленной работой педагогов. Технология организации дошкольного воспитания выступает предметом дошкольной педагогики.
Педагогическая наука и ее отельные отрасли, в том числе дошкольная педагогика, прошли длительный этап исторического становления и развития. Каждый этап связан прежде всего с социально-экономическим развитием общества и тенденциями в сфере развития науки.
Этап формирования педагогики на основе воззрений Я. А. Коменского
Формирование научного направления и выделение дошкольной педагогики в самостоятельную область научного знания произошло в 17-ом – 18-ом столетии. Дошкольная педагогика начала выделяться в отдельную научную отрасль под влиянием теоретических концепций Я. А. Коменского. Именно им впервые были разработаны идеи организации воспитания и развития детей в раннем возрасте: от рождения до пяти-шести лет. Он выделял воспитательный процесс, в качестве базы личностного становления. Им были разработаны приоритетные дидактические принципы, которые применяются в теории и практики дошкольной педагогики и по сей день.
Основным трудом, прославившим чешского ученого, является «Великая дидактика». Эта научная разработка включает обоснование основных принципов обучения и воспитания: наглядности, доступности, простоты. Каменский считал, что дети раннего возраста способны к восприятию окружающего мира путем наглядного представления. Теоретическая информация непонятна детям без зрительного пояснения. В этой связи наглядному обучению отводилась особенная роль.
Затем, Каменским была написана работа «Материнская школа», базирующаяся на программе и технологии обучения детей раннего возраста. В ней указывался порядок организации дошкольного воспитания, его специфика, а также были разработаны наглядные пособия для чувственного восприятия информации, выступающие методическим пособием к программе воспитания и обучения детей.
Этап развития дошкольной педагогики на рубеже XIX – начале XX века
Идеи, легшие в основу дошкольной педагогики были продолжены в дальнейшем многими мыслителями и учеными. Так, немецким психологом Ф. Фребелем рассматривался процесс воспитания в качестве раскрытия и развития божественной сущности или природных задатков с помощью таких видов деятельности:
- Игровая деятельность. Игра является самым важным и значимым видом деятельности ребенка. Все навыки и умения, качества личности проще всего развить в игре;
- Развитие речи. Речь выполняет функцию выражения своих мыслей и связи с окружающим миром;
- Трудовая деятельность. Труд – важный двигатель развития. Только в процессе труда можно развить основные качества личности и пройти процесс социализации;
- Изобразительная деятельность. Она является способом раскрытия творческих способностей личности. Личность развивается только в процессе творческой деятельность. Изобразительное искусство помогает развить любовь к прекрасному, сформировать творческое начало личности.
Ф. Фребель написал труды «Воспитание человека» и «Детский сад». Приоритетным направлением воспитания, автор считал раскрытие природного потенциала личности, ее задатков. Им была разработана игровая программа воспитания, включающая комплекс подвижных игр, а также методические пособия, направленные на развитие определенных навыков.
Этап развития дошкольной педагогики в советской России
В этот период, дошкольная педагогика развивалась под влиянием идей Н. К. Крупской. Она делала акцент на решающее влияние воспитания в развитии личности ребенка. Кроме того, ею рассматривались условия жизнедеятельности и развитие общества, как ведущие факторы, влияющие на формирование личности и ее основных качеств.
Дошкольная педагогика развивалась и расширяла свое влияние на основе трудов А. С. Макаренко. Им были озвучены следующие теории:
- Учение о детском коллективе;
- Идеи воспитания детей в семье;
- Воспитательная роль детской игры.
В советский период, дошкольная педагогика рассматривала проблемы реализации дошкольниками разнообразных видов деятельности. учеными рассматривалась игровая, трудовая, художественная, познавательная, эстетическая деятельность, их особенности и влияние на формирование нравственных качеств личности, динамики ее становления и развития.
Игровой деятельности было уделено особое внимание. Разрабатывались многие виды игр, игровых программ для дошкольных учреждений воспитания, дидактические игры, сюжетные ролевые.
Кроме того, значительное внимание уделялось проблемам эстетического воспитания детей, целью которого было привитие любви к прекрасному, тяги к созиданию, развитие художественного вкуса, формирование творческих навыков деятельности.