Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогика раннего возраста

История становления педагогики раннего возраста

Определение 1

Ранний возраст — это возраст от года до трех лет, являющийся периодом быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Определение 2

Педагогика раннего возраста – это наука, которая занимается изучением воспитания и развития, путей формирования личности ребенка, в возрасте от одного года и до трех лет.

Педагогика раннего возраста выделилась в самостоятельную науку в начале ХХ века. В это время ряд ученых исследователей, изучая отечественную систему дошкольного воспитания, обратили внимание на особенности воспитания детей раннего возраста. Именно это и стало толчком к развитию педагогики раннего возраста как самостоятельной науки, целью которой было не просто изучение специфики развития и воспитания детей раннего возраста, но и оказание всесторонней социальной помощи материнству и детству, сохранности генофонда.

Большой вклад в развитие педагогики раннего детства внесли такие ученые как А.С. Симонович, П.Ф. Лесгафт, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева и т.п. В своих трудах они рассматривали значимость гуманистических традиций и индивидуального подхода в воспитании детей раннего возраста.

В 30-е годы, после исследований закономерностей нервно-психического развития, осуществленных В.М. Бехтеревым, педагогика раннего возраста переориентировалась с целостного подхода к личности ребенка к развитию ее определенной стороны. Помимо научных исследований В.М. Бехтерева, большой вклад внесли научные открытия И.П. Павлова о ВНД и И.М. Сеченова о взаимодействии организма с окружающей средой.

В 1917 году после Октябрьской революции, в стране стали открывать первые детские приюты и ясли. Разрабатывается первый документ по дошкольному образованию, который провозглашает, что воспитание ребенка необходимо начинать с самого его первого дня.

Педагогика раннего возраста в советское время развивается очень активно. Это связано с тем, что большое количество ученых разрабатывает и внедряет в процесс воспитания детей раннего возраста инновационные методы их развития, изучает все стороны психического и физического развития, влияние на становление личности ребенка внешней среды, окружающего общества и т.д. Все это способствует тому, что педагогика раннего возраста, как самостоятельная наука, накапливает достаточно большое количество эмпирического материала, получает новые средства эффективного педагогического воздействия на ребенка.

«Педагогика раннего возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В 30-х годах выходит первый учебник, который был разработан профессорами Н.М. Щелованом и Н.М. Аксариной «Воспитание детей раннего возраста в яслях». Данный учебник содержит исследования профессоров, по воспитанию и развитию детей раннего возраста в рамках яслей дошкольного учреждения, а также их медицинскому обслуживанию. Кроме того, в учебнике была представлена первая общая программа воспитания и развития детей от рождения и до семи лет.

В 1969 году, в России создается единственный в мире Институт дошкольного воспитания, в рамках которого организована лаборатория раннего возраста под руководством Е.И. Радиной.

Общественные изменения, которые произошли в стране в 80-х годах, затронули все стороны государственной жизни, в том числе и систему дошкольного образования. В это время была разработана новая Концепция образования, а также принят новый ФЗ РФ «Об образовании». Впервые публикуются учебно-методические пособия для родителей. Одним из наиболее известных и востребованных является пособие «Кроха».

Определение 3

Учебно-методическое пособие «Кроха» - это целостная, научно обоснованная программа по развитию детей раннего возраста.

В 2001 году на государственном уровне разрабатывается Концепция образования, которая направлена на обеспечение преемственности между всеми ступенями образования. Основной данной Концепции являются принцип гуманизации и демократизации, а также принцип обеспечения полноценности жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Принципы, цели и задачи педагогики раннего возраста

Основные принципы педагогики раннего возраста определены государственной политикой России.

Принципы педагогики раннего возраста:

  1. Принцип гуманистического характера образования – предполагает приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья и жизни ребенка раннего возраста, свободы развития его личности.
  2. Принцип воспитания гражданственности – уважительное отношение к правам и свободам ребенка.
  3. Принцип общедоступности дошкольного образования – предусматривает адаптивность системы дошкольного образования к различным уровням подготовки и особенностям развития детей раннего возраста.
  4. Принцип светского характера дошкольного образования в рамках муниципальных и государственных образовательных учреждений.
  5. Принцип плюрализма и свободы в образовании.
  6. Принцип государственно-общественного и демократического управления системой дошкольного образования.

Основные цели педагогики раннего возраста:

  • Удовлетворение всех физических потребностей ребенка раннего возраста.
  • Обеспечение необходимого эмоционально обогащенного и развивающего общения.

Задачами педагогики раннего возраста являются:

  1. Осуществление охраны и укрепления здоровья детей раннего возраста, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  2. Всестороннее и своевременное формирование базиса личностной культуры детей, в соответствии с общечеловеческими нормами, ценностями и правилами.
  3. Организация индивидуального подхода к развитию каждого ребенка, с целью обеспечения развития индивидуальных способностей и склонностей.

Таким образом, педагогика раннего возраста направлена на своевременное и всестороннее развитие личности ребенка раннего возраста, с учетом специфики данного возраста. В базис личностной культуры включается овладение ребенком раннего возраста способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot