Значение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Познавательно-исследовательская деятельность детей в дошкольном возрасте – это вид культурной практики, посредством которой ребенок может познавать окружающий мир.
Наблюдая за демонстрацией естественнонаучных опытов и воспроизводя их самостоятельно, дети могут стать первооткрывателями и исследователями окружающего их мира.
Любой ребенок вовлекается в процесс исследовательского поиска практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать на кусочки бумагу и смотреть, что получится или наблюдать за рыбками в аквариуме, смотреть, как ведут себя птицы за окном и т.д.
Смысл проблемного обучения предполагает создание познавательных задач, ситуаций и предоставление детям возможности розыска средств ее решения, с использованием знаний и умений, которые были усвоены в предшествующей деятельности. Проблемным обучением активизируется мысль детей, придается ей критичность, ребенок приучается к самостоятельности в процессе познания. При рассмотрении структуры детского исследования, легко заметить, что точно так же, как и исследование, которое проводят взрослые ученые, оно включает в себя ряд конкретных этапов:
- выделить и сформулировать проблему, то есть выбрать тему исследования;
- выдвинуть гипотезу;
- найти и предложить возможные варианты решения проблемы;
- собрать материал;
- обобщить полученные данные.
Воспитатель в группе должен создать условия, необходимые для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности воспитанников. Для этого создают детские исследовательские лаборатории. В таких лабораториях у детей есть возможность самостоятельно проводить опыта, как наиболее простые, так и более сложные. Лаборатория должна непрерывно пополняться новыми материалами и оборудованием, необходимым для экспериментирования, которые должны находиться в месте, доступном для детей. Так, исследовательский уголок может состоять из:
- различных приборов: весов, увеличительных стекол, магнитов, микроскопов, луп;
- разнообразных сосудов из разных материалов: стекла, металла, пластика и пр.;
- природных материалов: листьев, песка, глины, земли и семян;
- гаек, скрепок, винтиков, гвоздик, проволоки;
- медицинских материалов: пипеток, колб, шприцов, мерных ложечек, ваты и бинтов;
- бросового материала: пластмассы, кусочков ткани, кожи и меха;
- муки, соли, соды, свечей и фонариков;
- детских халатов, фартуков;
- схем, необходимых для правильного и безопасного проведения опытов;
- журнала для фиксирования результатов.
Также должна быть создана картотека исследований-экспериментов. Например, в 2-3 года должны преобладать объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В возрасте 3-4 лет объекты для исследования становятся более сложными и разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать значительно большее место. В 4-5 лет дополнительно с усложняющимися реальными объектами и образно-символическим материалом может вводиться ряд простейших элементов нормативно-знакового материала. В 5-7 лет необходимо представлять все возможные типы материалов с более сложным содержанием.
Рекомендации по организации исследовательской деятельности
Выделяют несколько основных рекомендаций по руководству детской исследовательской деятельностью:
- не следует заниматься только наставлениями, нужно помогать детям независимо действовать, не следует давать прямые инструкции, касающиеся того, чем будут заниматься дети;
- на основании тщательного наблюдения и оценки можно определить сильные и слабые стороны каждого ребенка;
- не нужно сдерживать инициативу детей и не нужно делать вместо них то, что они могут сделать самостоятельно;
- нужно научить детей отслеживать межпредметные связи и не спешить с вынесением оценочных суждений;
- необходимо помочь детям научиться управлять процессами усвоения знаний;
- ко всему нужно подходить творчески.
При использовании исследовательского метода, необходимо начинать применять его в самом раннем возрасте. Дети младшей дошкольной группы наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые могут подарить им радость достижения. Для этого необходимо использование не готовых игрушек, а наборов деталей, из которых можно самостоятельно собрать игрушку. Также из отдельных деталей можно сделать что-то новое и необычное, они могут быть использованы в самых разных целях.
С детьми более старшего возраста могут быть организованы игры-лаборатории, в которых собирают и постоянно дополняют новые разнообразные интересные предметы, а также оборудование, необходимое, чтобы проводить самые разнообразные опыты и эксперименты.
На сегодняшний день на развитие исследовательских способностей оказывает воздействие масса негативных факторов:
- неорганизованность процесса обучения и воспитания;
- использование зачастую репродуктивных методов обучения;
- авторитарность и доминирование взрослых при организации взаимодействия с детьми;
- проблемы с развитием речи у детей;
- отсутствие диалога с родителями в вечернее время.
Все это вызывает лишь потерю любопытства и познавательного интереса детей. В связи с этим, в первую очередь необходимо обращать свое внимание на потерю любопытства и познавательного интереса детей.
В связи с этим, в первую очередь, необходимо обращать свое внимание на процесс развития некоторого набора умений у детей:
- видеть проблему;
- задавать разные вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать за явлениями;
- уметь и развивать навыки проводить эксперименты;
- структурировать полученные в процессе экспериментирования или исследования материалы;
- сделать выводы и умозаключения;
- уметь доказать и защитить свою идею.