Значимость изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, в ходе которого происходит целенаправленное воспитательное воздействие на личность учащихся, обеспечивающее гармоничное развитие личности, формирование ее ценностной сферы, развитие нравственных ориентиров деятельности и усвоение основ морального поведения в социуме.
Рисунок 1. Цель духовно-нравственного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нравственность человека, наличие у него нравственных ориентиров деятельности оценивается по его поведению и поступкам. Поступки личности являются нравственными, если они имеют нравственные мотивы их возникновения. Нравственная направленность личности, ее духовная составляющая проявляются во всей ее жизнедеятельности, т.е. не в отдельном поступке, а в их совокупности, череде и сменяемости. Если личность имеет активную жизненную позицию, руководствуется нравственными ориентирами и моральными принципами поведения, имеет богатый духовный мир, то можно судить о ее высоком уровне духовно-нравственного развития.
Духовно-нравственное воспитание личности реализуется в образовательной системе на всех уровнях и этапах обучения. Каждая учебная дисциплина, все внеурочные занятия, в той или иной степени, способствуют духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Изобразительное искусство является дисциплиной школьной программы, которая охватывает все стадии обучения. И это не случайно. Искусство способствует эстетическому развитию детей, помогает им эстетически взглянуть на мир, почувствовать его красоту и насыщенность, гармонию и творческое начало. Поэтому, искусство выступает основой духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
Сегодня основными средствами приобщения детей к моральным ценностям общества, культурным основам его функционирования, являются средства искусства: музыка, изобразительное творчество, танцы и т.д.
Роль дисциплины изобразительное искусство в духовно-нравственном развитии младших школьников огромна. Ее можно охарактеризовать следующими параметрами:
- Активизация эстетического восприятия окружающей действительности. Уроки изобразительного творчества способствуют развитию эстетического вкуса и чувственного восприятия различных объектов и предметов окружающего мира. Они помогают увидеть красоту в обыденности, найти яркие краски в тусклых буднях.
- Уроки изобразительного искусства базируются на принципе связи между искусством и реальной жизнью. Изобразительное искусство предполагает перенос реальных переживаний, чувств, эмоций, восприятия той или иной жизненной ситуации, видение конкретной проблемы на лист бумаги. Дети открывают возможности выражения своих эмоций и чувств, отражения переживаний, посредством художественных работ. Осознание своих чувств и переживаний является непременным условием духовного развития ребенка, активизации навыков размышления о сущности мира и его отдельных компонентов.
- На уроках изобразительного искусства учащиеся познают мир искусства, знакомятся с работами великих художников, развивают навыки понимания того, что хотел сказать автор тем или иным произведением.
- Выполнение разнообразных творческих заданий учащимися, активизирует их чувственное восприятие мира, расширяет их чувственный опыт, что способствует развитию таких нравственных качеств, как: доброта, любовь, милосердие, великодушие.
- Ознакомление с историей искусства, на уроках изобразительного творчества, способствует не только познанию национальной и мировой культуры, но и учит принятию культурного многообразия, уважению к культурным особенностям разных народов. Это развивает такое нравственное свойство, как терпимость.
- Уроки искусства формируют культуру чувств ребенка.
- Происходит активизация мышления и творческой активности, развивается эстетический вкус, посредством ознакомления с искусством и собственного выполнения художественных работ.
Условия эффективной организации уроков изобразительного искусства, направленных на духовно-нравственное развитие младших школьников
Современная система образования основывает свою деятельность на достижении всестороннего развития личности каждого учащегося. Духовно-нравственный компонент включен во все области обучения.
Воспитание духовности и нравственности на уроках изобразительного искусства требует соблюдения ряда условий, способствующих воспитательной направленности учебной дисциплины и каждого учебного занятия. К ним относятся:
- Доступность освоения программы художественного обучения младшими школьниками. Программа должна строиться таким образом, чтобы ее изучение было понятно и интересно каждому учащемуся, независимо от уровня развития его художественных способностей и общего уровня развития.
- Связи художественного образования учащихся с воспитательными мероприятиями, реализуемыми во внеурочной деятельности и эмоциональным постижением окружающей действительности и творческого компонента в учебном занятии.
- В основе образовательной программы по изобразительному искусству должны лежать произведения мировых классиков и художественное творчество современных живописцев, продолжающих традиции классического искусства.
- Развитие у учащихся понимания роли искусства в социальном мире. Необходимо дать учащимся понять, что искусство лежит в основе построения системы социального взаимодействия, эстетического восприятия, соблюдения этики общения и поведения.
- Связь искусства с жизнью. Учащиеся должны отображать в художественных произведениях события реальной жизни и свое видение картины мира.
- Мотивация к художественной деятельности. Необходимо сформировать у детей интерес к художественному творчеству и желание перенести на лист бумаги или холст свои переживания, эмоции, чувства, восприятие различных ситуаций, видение мирового устройства.
В ходе развития навыков художественной деятельности происходит развитие визуального восприятия, активизируются воображение и фантазия, развиваются этические свойства личности, образное мышление и творческие способности. Это все сказывается на формировании мировоззрения ребенка и формировании его ценностных ориентаций.
Воспитательная направленность уроков изобразительного искусства реализуется за счет формирования уважительного отношения к различным видам искусства и культур разных народов, формирования трудовых творческих навыков, понимания значимости искусства в жизнедеятельности каждого человека.