Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования
Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в рамки государственных стандартов в образовательной области и осуществляемый за счет разработки специального программного обеспечения в заведениях дополнительного образования.
Дополнительное образование нацелено на:
- Удовлетворение разносторонних потребностей учащихся в познании;
- Расширение интеллектуального и духовно-нравственного развития личности;
- Обогащение опыта в различных направлениях деятельности;
- Раскрытие творческого потенциала личности;
- Развитие культуры здорового образа жизни;
- Организацию продуктивного протекания свободного времени детей.
Реализация этих целей позволяет упростить процессы социальной адаптации, создать условия для профессиональной ориентации, выявить одаренных и талантливых детей, развивать их природные задатки и помогать в практическом применении своих талантов.
Рисунок 1. Место дополнительного образования в системе общего образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В настоящее время, государственная политика в образовательной сфере ориентирована на развитие образовательных возможностей населения страны. Это связано с расширением области образовательных услуг, ориентированной на экономическое развитие, прогрессивные конкурентные процессы.
Такая ориентация государственной образовательной политики повышает роль дополнительного образования и требует его модернизации и усовершенствования на всех уровнях образовательной системы. Однако, дополнительное образование не рассматривается, как отдельная, особо значимая система. Оно рассматривается через призму общего школьного образования, а это отрицательно сказывается на его самостоятельности и развитии. Его исключительные свойства, параметры, возможности не могут быть практически применены. Оно не воспринимается всерьез, а считается, всего лишь вторичным.
Законодательная политика в сфере образования уделяет пристальное внимание основным программам и стандартам обучения. Программы дополнительного образования находятся далеко за пределами основных направлений и интересов государственной политики и не предполагают свою ориентацию на текущий этап социально-экономического развития общества.
При этом, значение дополнительного образования переоценить невозможно. Оно представляет собой пошаговый процесс, состоящий из последовательности конкретных действий. Он позволяет систематизировать обучение детей и создать благоприятные условия для их всестороннего и гармоничного развития.
Систему дополнительного образования посещает достаточно большой процент населения, несмотря на то, что оно не носит обязательного характера и, как правило, относится к категории платного.
Рисунок 2. Специфика основного и дополнительного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Законодательство РФ определяет дополнительное образование, как направление образовательной деятельности, дополняющей основное общее образование, отвечающее потребностям, желаниям и предпочтениям отдельной личности, реализуемое с помощью специальных образовательных программ, методов и средств.
Дополнительное образование не может заменить обязательное общее. Оно реализуется строго в свободное время учащегося. Оно не должно препятствовать или отрицательно сказываться на освоении программ обязательного образования любого уровня. Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение творческих потребностей личности и повышение уровня ее интеллектуального развития.
В современной системе образования, можно выделить шесть ведущих направлений его реализации:
- Социально-педагогическое. Оно включает работу с талантливыми детьми, детьми, наделенными особыми способностями, уход больными и лицами с ограниченными возможностями, волонтерскую деятельность.
- Техническое. Ориентация на формирование и развитие у детей способностей к восприятию технической информации, овладению техническими профессиями.
- Художественное. Предполагает формирование и развитие, совершенствование творческих навыков в музыкальной сфере, изобразительном искусстве, танцевальных направлениях и т.д.
- Естественно-научное. Реализуется для расширенного изучения естественно-научной сферы деятельности, естественных наук.
- Краеведческое. Ориентировано на глубокое исследование природных процессов, окружающего мира, истории и туристических направлений деятельности.
- Физкультурно-спортивное. Развитие физических навыков и способностей, общее оздоровление организма, следование концепции здорового образа жизни.
Структура системы дополнительного образования
По своему структурному строению система дополнительного образования, как все образовательная система России является трехуровневой:
- Федеральный уровень дополнительного образования.
- Региональный уровень дополнительного образования.
- Местный уровень дополнительного образования.
Деятельность и условия функционирования всей системы регулирует Министерство образования и науки России и его отдел – Департамент государственной политики в области воспитания детей и молодежи. Этот орган определяет основные направления государственной политики в области дополнительного образования, его нормативное регулирование и составление программ дополнительного образования.
На уровне субъектов и муниципальных образований политика в системе дополнительного образования реализуется соответствующими органами субъектов и муниципалитетов.
Система дополнительного образования представлена такими видами учреждений:
- Государственного финансирования;
- Негосударственного финансирования;
- Школы дополнительного образования;
- Центры обучения определенным направлениям;
- Дома и дворцы;
- Секции и кружки в рамках учреждений общего обязательного образования;
- Досуговые центры по различным направлениям деятельности.
Если система обязательного образования менее подвержена изменениям и достаточно сложно адаптирована к внедрению инноваций, то дополнительное образование, напротив, часто применяет инновационные подходы, технологии и методики обучения. Оно более динамично и мобильно. Дополнительное образование ориентируется на потребности социума, адаптируется к постоянно развивающейся личности ребенка, применении креативных подходов, ликвидации обыденности в обучении.