Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дополнительное образование детей в современной системе образования

Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования

Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в рамки государственных стандартов в образовательной области и осуществляемый за счет разработки специального программного обеспечения в заведениях дополнительного образования.

Дополнительное образование нацелено на:

  • Удовлетворение разносторонних потребностей учащихся в познании;
  • Расширение интеллектуального и духовно-нравственного развития личности;
  • Обогащение опыта в различных направлениях деятельности;
  • Раскрытие творческого потенциала личности;
  • Развитие культуры здорового образа жизни;
  • Организацию продуктивного протекания свободного времени детей.

Реализация этих целей позволяет упростить процессы социальной адаптации, создать условия для профессиональной ориентации, выявить одаренных и талантливых детей, развивать их природные задатки и помогать в практическом применении своих талантов.

Место дополнительного образования в системе общего образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Место дополнительного образования в системе общего образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

В настоящее время, государственная политика в образовательной сфере ориентирована на развитие образовательных возможностей населения страны. Это связано с расширением области образовательных услуг, ориентированной на экономическое развитие, прогрессивные конкурентные процессы.

Такая ориентация государственной образовательной политики повышает роль дополнительного образования и требует его модернизации и усовершенствования на всех уровнях образовательной системы. Однако, дополнительное образование не рассматривается, как отдельная, особо значимая система. Оно рассматривается через призму общего школьного образования, а это отрицательно сказывается на его самостоятельности и развитии. Его исключительные свойства, параметры, возможности не могут быть практически применены. Оно не воспринимается всерьез, а считается, всего лишь вторичным.

«Дополнительное образование детей в современной системе образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Законодательная политика в сфере образования уделяет пристальное внимание основным программам и стандартам обучения. Программы дополнительного образования находятся далеко за пределами основных направлений и интересов государственной политики и не предполагают свою ориентацию на текущий этап социально-экономического развития общества.

При этом, значение дополнительного образования переоценить невозможно. Оно представляет собой пошаговый процесс, состоящий из последовательности конкретных действий. Он позволяет систематизировать обучение детей и создать благоприятные условия для их всестороннего и гармоничного развития.

Замечание 2

Систему дополнительного образования посещает достаточно большой процент населения, несмотря на то, что оно не носит обязательного характера и, как правило, относится к категории платного.

Специфика основного и дополнительного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Специфика основного и дополнительного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Законодательство РФ определяет дополнительное образование, как направление образовательной деятельности, дополняющей основное общее образование, отвечающее потребностям, желаниям и предпочтениям отдельной личности, реализуемое с помощью специальных образовательных программ, методов и средств.

Дополнительное образование не может заменить обязательное общее. Оно реализуется строго в свободное время учащегося. Оно не должно препятствовать или отрицательно сказываться на освоении программ обязательного образования любого уровня. Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение творческих потребностей личности и повышение уровня ее интеллектуального развития.

В современной системе образования, можно выделить шесть ведущих направлений его реализации:

  1. Социально-педагогическое. Оно включает работу с талантливыми детьми, детьми, наделенными особыми способностями, уход больными и лицами с ограниченными возможностями, волонтерскую деятельность.
  2. Техническое. Ориентация на формирование и развитие у детей способностей к восприятию технической информации, овладению техническими профессиями.
  3. Художественное. Предполагает формирование и развитие, совершенствование творческих навыков в музыкальной сфере, изобразительном искусстве, танцевальных направлениях и т.д.
  4. Естественно-научное. Реализуется для расширенного изучения естественно-научной сферы деятельности, естественных наук.
  5. Краеведческое. Ориентировано на глубокое исследование природных процессов, окружающего мира, истории и туристических направлений деятельности.
  6. Физкультурно-спортивное. Развитие физических навыков и способностей, общее оздоровление организма, следование концепции здорового образа жизни.

Структура системы дополнительного образования

По своему структурному строению система дополнительного образования, как все образовательная система России является трехуровневой:

  1. Федеральный уровень дополнительного образования.
  2. Региональный уровень дополнительного образования.
  3. Местный уровень дополнительного образования.

Деятельность и условия функционирования всей системы регулирует Министерство образования и науки России и его отдел – Департамент государственной политики в области воспитания детей и молодежи. Этот орган определяет основные направления государственной политики в области дополнительного образования, его нормативное регулирование и составление программ дополнительного образования.

На уровне субъектов и муниципальных образований политика в системе дополнительного образования реализуется соответствующими органами субъектов и муниципалитетов.

Система дополнительного образования представлена такими видами учреждений:

  • Государственного финансирования;
  • Негосударственного финансирования;
  • Школы дополнительного образования;
  • Центры обучения определенным направлениям;
  • Дома и дворцы;
  • Секции и кружки в рамках учреждений общего обязательного образования;
  • Досуговые центры по различным направлениям деятельности.

Если система обязательного образования менее подвержена изменениям и достаточно сложно адаптирована к внедрению инноваций, то дополнительное образование, напротив, часто применяет инновационные подходы, технологии и методики обучения. Оно более динамично и мобильно. Дополнительное образование ориентируется на потребности социума, адаптируется к постоянно развивающейся личности ребенка, применении креативных подходов, ликвидации обыденности в обучении.

Дата последнего обновления статьи: 06.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot