Оформление дневника по практике в ДОУ
Дневник производственной практики – это документ, отражающий качество и объем работы студента по выбранному направлению обучения. Он может быть оформлен в нескольких вариантах: в виде заполненной специально отпечатанной в типографии форме либо в виде простой тетради, записи в которой сделаны в соответствии с определенными правилами.
Существует ряд правил заполнения дневника практики. Так, на титульном листе следует указать:
- название учебного заведения;
- курс и факультет;
- ФИО студента и преподавателя.
Внутри дневника прописывают сроки и выполнение определенного задания. Зачастую они могут не совпадать с выданным планом, так как в дошкольных учреждениях образования существует свое расписание всех мероприятий и действий, но в дневнике обязательно необходимо отразить все пункты. Так, на бумаге отражают время и место занятия, условия, в которых проходит занятие, небольшое описание образовательной организации, в которой проходит практика, особенности детского сада, обязанности студента, которые он выполнял во время практики.
В содержание включают виды заданий, которые были выполнены студентом, а также мероприятия, на которых он присутствовал как наблюдатель. Важная составляющая документа – личные выводы студента-практиканта, примененные им знания и навыки, что нового было им вынесено из всей практики. Часто в данный раздел требуется включить собственные предложения, то есть проанализировать недостатки и пути их избегания. Обязательно должен быть приложен отзыв руководителя практики.
Дневник практики в детских садах выполняют студенты педагогических вузов и колледжей, либо представители психологических факультетов. В любом случае, стандартный план практики сохраняет свою структуру с незначительными поправками в зависимости от специальности студента. Актуальными в воспитательном процессе являются общая подготовка учеников и дисциплина в группе.
Цель составления дневника практики
Дневник о прохождении практики в ДОУ - обязательная составляющая дипломной и квалификационной работы. Не сегодняшний день, такая практика может считаться «бумажной волокитой», которая уже на протяжении многих лет существует в образовательной системе нашей страны, и скорее всего, будет работать еще не один десяток лет. А связано это с тем, что часто студентам, пришедшим на практику в учреждение дошкольного образования, не дают никакой самостоятельной работы, а часто просто дают заполненные характеристики и просят не посещать место практики. Все это негативно сказывает на будущем специалисте и его профессиональных навыках. В современных условиях студенты редко могут получить необходимый объем навыков во время практики, чаще всего они выдумывают, что написать в документе и какой отчет сдать в деканат.
В реальности же, педагогическая практика студента в дошкольном образовательном учреждении должна представлять собой знакомство с опытом работы педагогов дошкольных учреждений. Результатом взаимодействия педагогов и практикантов должно стать развитие профессиональных способностей студента, то есть его активности, возможности покинуть границы заданного и заняться самостоятельным поиском способа решения педагогических задач, творчески самореализовываться. После практики студенты должны овладеть методом наблюдения, отдельными приемами и средствами проведения занятий с детьми, навыками руководства познавательной деятельностью школьников, соответствующей их возрастным и индивидуальным особенностям и интересам. В будущем студенты-практиканты смогут использовать полученные навыки в реальной профессиональной деятельности.
К основным задачам педагогической практики в ДОУ относят:
- формировать и закреплять необходимые соответствующие выбранной специальности профессионально-педагогические умения и навыки ведения и построения педагогического процесса;
- овладеть содержанием, основными формами и методами проведения педагогических занятий в учреждениях дошкольного образования;
- обобщить весь накопленный методический материал;
- выработать умение сопоставления методов и приемов педагогической деятельности и научиться оценивать степень их результативности;
- изучать и анализировать опыт педагогической деятельности;
- развивать потребность самообразовываться и самосовершенствоваться, обогащать профессионально-педагогические знания и умения;
- аналитически изучать рекомендованную или самостоятельно подобранную психолого-педагогическую литературу;
- наблюдать и анализировать протекание педагогического процесса в дошкольном учреждении;
- оказывать действенную помощь педагогическому коллективу детского сада;
- организовывать работу с родителями воспитанников, педагогами, воспитанниками, населением микрорайона, общественностью;
- формировать базис исследовательского подхода к построению и реализации процесса педагогической деятельности;
- формировать устойчивый интерес к профессии воспитателя детского сада, убежденности в правильном выборе своей специальности;
- воспитывать профессионально-значимые качества личности педагога дошкольного учреждения, включая необходимость развития педагогических способностей и индивидуальных черт и подхода к педагогическому процессу, формировать творческий подход к воспитанию, развивать личную, общественную и педагогическую культуру будущего воспитателя или преподавателя дошкольной педагогики и психологии.
Иными словами, необходимость прохождения практики и составления дневника-отчета объясняется тем, что так можно наглядно продемонстрировать куратору свои навыки работы с детьми, их родителями и педагогическим коллективом детского сада. Закрепить и иметь при себе в начале профессиональной деятельности примерные учебные планы, возможные методы работы с детьми, формы проведения занятий, отдельные формы отчетности. Эти причины делают составление дневника по практике неотъемлемой частью процесса образования по выбранной специальности.