Сущность и преимущества дистанционного образования
Дистанционное обучение – это форма обучения на расстоянии, не требующего физического одномоментного присутствия в одном месте учащихся и педагога, организуемого в сети Интернет с использованием современных способов коммуникации.
Современные технологии дистанционного обучения предполагают самостоятельное освоение учащимися и интерактивном режиме необходимого объема учебно-методических материалов на протяжении определенного промежутка времени, при этом учащийся может самостоятельно выбрать последовательность и темп изучения материала. По окончанию изучения сдается тест, выполняются проверочные работы, получают оценку и поступают на следующий этап обучения.
Дистанционное обучение включает следующие этапы:
- непосредственно дистанционное обучение, предполагающее использование современных информационных технологий и средств связи;
- аудиторное обучение на ежегодных сессиях, в процессе которых сдают экзамены и зачеты, предполагающие физическое присутствие студентов и преподавателей, составление планов занятий на будущий учебный год и пр.;
- самостоятельная работа, направленная на поиск необходимой информации, выполнение проверочных работ, необходимых для успешной сдачи экзамена.
Преимущества дистанционной формы обучения для специалиста заключаются в следующих аспектах:
- отсутствие связи с местом проведения учебного курса, возможность полного совмещения работы с обучением, а также постоянная доступность учебной информации;
- возможность учиться в привычной комфортной обстановке, не покидая дома или офиса;
- график обучения легко подстроить под стиль и ритм жизни;
- возможность экономить расходы на проезд и проживание, так как обучение не предполагает обязательное посещение вуза до итоговой аттестации;
- бесплатное получение консультации ведущих педагогов вуза по телефону, обсуждение вопросов по электронной почте, зуму или скайпу;
- наличие индивидуального координатора, который в любое время может дать квалифицированную консультацию.
Методические особенности дистанционного обучения
Дистанционное образование должно рассматриваться в качестве особого вида обучения, который характеризуется определенными целями, функциями, принципами, способами взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Дистанционное обучение отличается от заочного тем, что дистанционным обучением обеспечивается максимальная интерактивность образовательной деятельности, то есть интерактивность обучаемого и преподавателя, а также связи обучаемого и учебного материала, с возможностью группового обучения. Наличие обратной связи дает возможность ученику получать информацию, касающуюся правильности его продвижения в процессе получения знаний, а также осуществление самоконтроля и самооценки в этой деятельности.
Основные задачи современного дистанционного обучения:
- профессионально подготавливать и переподготавливать кадры;
- повышать квалификацию кадров по разным специальностям;
- подготавливать школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстернатом;
- подготовить школьников к поступлению в вузы определенной направленности;
- углубленно изучить темы, разделы изучаемых дисциплин;
- ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по определенным дисциплинам;
- предоставить возможность изучения базового курса учебной программы ученикам, у которых нет возможности посещать учебные заведения;
- предоставить возможность получить дополнительное образование, соответствующее интересам.
Дистанционное обучение должно выстраиваться на таких дидактических принципах, реализуемых в современной традиционной педагогике, как: объективность, научность, связь теории и практики, последовательность, систематичность, доступность при необходимой степени трудности, наглядность и разнообразие методов, сознательность и активность обучаемых, прочность усвоения знаний, умений и навыков.
Помимо того, выделяют также ряд специфических принципов дистанционного обучения, в их числе:
- интерактивность – должно обеспечиваться интерактивное взаимодействие всех участников дистанционного обучения;
- открытость – у любого желающего должен быть доступ к дистанционному обучению по его желанию;
- гибкость – учебный процесс должен быть приспособлен под индивидуальные особенности учащегося, с выстраиванием индивидуальной образовательной траектории и возможностью обучаться в любое удобное время;
- адаптивность – возможна благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям, позволяющим адаптировать дистанционное обучение под особенности учащихся;
- доступность – возможность передавать образовательные материалы в любую точку мира;
- ориентирование на потребителя – дистанционным обучением расширяется доступ к получению образования для людей, не имеющих возможности получить образование очно;
- базовые знания – пользователь должен овладеть определенным объемом начальных знаний. Для этого используют входной контроль;
- идентификация – это часть общих мероприятий безопасности. У каждого пользователя в дистанционном образовательном ресурсе есть свой логин и пароль, необходимых для получения доступа к обучению на курсе;
- индивидуализация – дистанционное обучение может вестись в индивидуальном темпе и по индивидуальной образовательной траектории;
- регламентация обучения – дистанционное образование подчиняется некоторым временным регламентам, так, устанавливают последний срок сдачи учащимися тестов и контрольных заданий;
- педагогическая целесообразность применения средств новых информационных технологий – информационные и коммуникационные технологии должны соответствовать целям обучения, помогая их эффективному достижению.
Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение осуществляется посредством использования компьютерных и телекоммуникационных средств и может реализоваться в следующих формах:
- чат-занятия – проводятся посредством чат-технологий. Занятия идут синхронно, то есть у всех участников есть одновременный доступ к чату. Во многих дистанционных учебных заведениях работает чат-школа, в которой организованы чат-кабинеты;
- веб-занятия – дистанционные занятия, которые проводят посредством применения телекоммуникационных средств и прочих возможностей сети интернет. Для этих занятий используют специальные образовательные веб-форумы, то есть работы пользователей в соответствии с определенной темой или проблемой посредством записей, которые оставляют на сайте, имеющем специально установленную соответствующую программу;
- телеконференции – проводят на основании списка рассылки посредством электронной почты. Учебные телеконференции характеризуются достижением определенных образовательных задач.