Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дистанционное образование: проблемы и перспективы

Понятие дистанционного обучения

Определение 1

Дистанционное обучение — это форма организации образовательного процесса с применением телекоммуникационных технологий, обеспечивающих связь обучающихся с преподавателями на расстоянии.

Дистанционное обучение это инновационное направление образования, имеющее огромные перспективы дальнейшего развития. Это связано с введением новых ФГОС, которые предполагают формирование УУД еще на уровне начальной школы, то есть, формируют предпосылки для создания мотивации к самостоятельному получению знаний.

Дистанционное обучение должно осуществляться учителями, имеющими необходимый объем знаний в сфере особенностей психофизиологического развития разных категорий детей, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для детей в очном и дистанционном форматах.

Для дистанционного обучения разрабатываются отдельный учебный план и индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, утверждаются расписание и тарификация сотрудников, которыми осуществляется дистанционное обучение. Формы обучения и объем учебных нагрузок учеников зависят от особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Дистанционные технологии значительно расширяют возможности получения образования детьми-инвалидами, позволяя им усвоить основную общеобразовательную программу в полном объеме, а также сформировать устойчивую мотивацию познавательной деятельности по многим направлениям.

Дистанционное обучение имеет ряд качеств, делающих его крайне эффективным при работе с детьми с какими-либо ОВЗ. Эффективность в этом случае достигается благодаря индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается в соответствии с удобным для него расписанием и темпом, каждый может учиться столько, сколько ему нужно, чтобы освоить ту или иную дисциплину.

«Дистанционное образование: проблемы и перспективы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Специальная учебная среда при дистанционном обучении дает педагогу возможность комментировать каждую работу учащегося, давать ему рекомендации по исправлению ошибок, работать с каждым учащимся до полного решения учебной задачи.

Учитель может создавать и использовать любую систему оценивания в рамках курса. Все отметки хранят в сводной электронной ведомости.

Благодаря специальной учебной среде есть возможность контролировать посещаемость и активность учащихся, время их учебной работы на каждом уроке.

Проблемы внедрения дистанционного обучения

Использование в общеобразовательных школах дистанционного обучения сопряжено с рядом проблем.

  • Первая проблема – нормативно-правовая основа дистанционного образования. Нормативно-правовой базой должны регулироваться все отношения внутри системы организации и проведения дистанционного обучения. Дистанционное обучения зачастую более трудоемкое, чем проведение очного урока. Для этого необходимо больше времени на подготовку, так как информацию нужно вводить через клавиатуру. Комментирование вопросов и заданий от учащихся также требует больше времени.
  • Вторая проблема – подготовка педагогов дистанционного обучения. Педагог дистанционного обучения должен владеть пользовательскими навыками работы с использованием ИКТ и интернет-технологий. Однако главным является психолого-педагогическое мастерство преподавателя. Преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и особенности своих учащихся на расстоянии, чтобы иметь возможность уделить больше внимания, например, интровертам и простимулировать их активно работать на форуме, в чате, а иногда суметь сдержать пыл экстравертов. Педагог должен уметь сам и научить детей культуре коммуникации в интернете. Это требует сложных знаний и умений со стороны учителя, специальной и серьезной подготовки. Чтобы научить учителей разрабатывать свои курсы для дистанционного обучения, необходимо много времени, а работать им необходимо совместно с программистами, так как создание курса – это огромная методическая и квалифицированная техническая работа.
  • Третья проблема – учебно-математическое обеспечение дистанционного обучения. Готовые курсы, которые не требуют никакой доработки, могут быть достаточно дорогими. В таком случае необходимо создать дистанционный курс, что требует значительных усилий не только со стороны программистов, специалистов в сфере компьютерных коммуникаций и интернет-технологий, а также специалистов предметных областей, методистов, которые хорошо знакомы со спецификой интернета и коммуникационных технологий, современными тенденциями в сфере образования, концепциями, теориями и педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в интернете и пр. Сегодня сочетание дистанционного и очного образования представляет наиболее перспективную и востребованную школами систему, особенно для профильных школ. Также необходима некоторая правовая поддержка профильных курсов, практических и лабораторных работ, которые выполняются виртуально, тестирования и пр.

Перспективы дистанционного обучения

Организация процесса учебной деятельности с использованием информационной среды дистанционного обучения в условиях общеобразовательной школы дают возможность решить не только проблему обучения детей с ОВЗ, а также проблему компенсации пробелов в знаниях для следующих групп учеников:

  • дети, занимающиеся по углубленной программе определенных предметов;
  • дети, отсутствующие на занятиях в связи с болезнью в течение учебного года;
  • дети, отсутствующие на занятиях в связи с личными причинами, например, участие в спортивных соревнованиях.

Дистанционное образование может использоваться в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Сегодня ученикам 9-11 классов предлагают ряд элективных курсов и предметов того профиля, который реализуется в школе. Это значительно ограничивает выбор учеников. Разработка дистанционного элективного курса для профильной школы может помочь решить данную проблему. Ученики остаются на своем месте в классе, но могут осваивать дистанционно ряд базовых и профильных предметов учебного плана выбранного ими профиля или элективные курсы, по которым в штате школы нет педагога, получая доступ к соответствующим сетевым ресурсам и педагогическое сопровождение.

Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot