Понятие дистанционного обучения
Дистанционное обучение — это форма организации образовательного процесса с применением телекоммуникационных технологий, обеспечивающих связь обучающихся с преподавателями на расстоянии.
Дистанционное обучение это инновационное направление образования, имеющее огромные перспективы дальнейшего развития. Это связано с введением новых ФГОС, которые предполагают формирование УУД еще на уровне начальной школы, то есть, формируют предпосылки для создания мотивации к самостоятельному получению знаний.
Дистанционное обучение должно осуществляться учителями, имеющими необходимый объем знаний в сфере особенностей психофизиологического развития разных категорий детей, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для детей в очном и дистанционном форматах.
Для дистанционного обучения разрабатываются отдельный учебный план и индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, утверждаются расписание и тарификация сотрудников, которыми осуществляется дистанционное обучение. Формы обучения и объем учебных нагрузок учеников зависят от особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Дистанционные технологии значительно расширяют возможности получения образования детьми-инвалидами, позволяя им усвоить основную общеобразовательную программу в полном объеме, а также сформировать устойчивую мотивацию познавательной деятельности по многим направлениям.
Дистанционное обучение имеет ряд качеств, делающих его крайне эффективным при работе с детьми с какими-либо ОВЗ. Эффективность в этом случае достигается благодаря индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается в соответствии с удобным для него расписанием и темпом, каждый может учиться столько, сколько ему нужно, чтобы освоить ту или иную дисциплину.
Специальная учебная среда при дистанционном обучении дает педагогу возможность комментировать каждую работу учащегося, давать ему рекомендации по исправлению ошибок, работать с каждым учащимся до полного решения учебной задачи.
Учитель может создавать и использовать любую систему оценивания в рамках курса. Все отметки хранят в сводной электронной ведомости.
Благодаря специальной учебной среде есть возможность контролировать посещаемость и активность учащихся, время их учебной работы на каждом уроке.
Проблемы внедрения дистанционного обучения
Использование в общеобразовательных школах дистанционного обучения сопряжено с рядом проблем.
- Первая проблема – нормативно-правовая основа дистанционного образования. Нормативно-правовой базой должны регулироваться все отношения внутри системы организации и проведения дистанционного обучения. Дистанционное обучения зачастую более трудоемкое, чем проведение очного урока. Для этого необходимо больше времени на подготовку, так как информацию нужно вводить через клавиатуру. Комментирование вопросов и заданий от учащихся также требует больше времени.
- Вторая проблема – подготовка педагогов дистанционного обучения. Педагог дистанционного обучения должен владеть пользовательскими навыками работы с использованием ИКТ и интернет-технологий. Однако главным является психолого-педагогическое мастерство преподавателя. Преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и особенности своих учащихся на расстоянии, чтобы иметь возможность уделить больше внимания, например, интровертам и простимулировать их активно работать на форуме, в чате, а иногда суметь сдержать пыл экстравертов. Педагог должен уметь сам и научить детей культуре коммуникации в интернете. Это требует сложных знаний и умений со стороны учителя, специальной и серьезной подготовки. Чтобы научить учителей разрабатывать свои курсы для дистанционного обучения, необходимо много времени, а работать им необходимо совместно с программистами, так как создание курса – это огромная методическая и квалифицированная техническая работа.
- Третья проблема – учебно-математическое обеспечение дистанционного обучения. Готовые курсы, которые не требуют никакой доработки, могут быть достаточно дорогими. В таком случае необходимо создать дистанционный курс, что требует значительных усилий не только со стороны программистов, специалистов в сфере компьютерных коммуникаций и интернет-технологий, а также специалистов предметных областей, методистов, которые хорошо знакомы со спецификой интернета и коммуникационных технологий, современными тенденциями в сфере образования, концепциями, теориями и педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в интернете и пр. Сегодня сочетание дистанционного и очного образования представляет наиболее перспективную и востребованную школами систему, особенно для профильных школ. Также необходима некоторая правовая поддержка профильных курсов, практических и лабораторных работ, которые выполняются виртуально, тестирования и пр.
Перспективы дистанционного обучения
Организация процесса учебной деятельности с использованием информационной среды дистанционного обучения в условиях общеобразовательной школы дают возможность решить не только проблему обучения детей с ОВЗ, а также проблему компенсации пробелов в знаниях для следующих групп учеников:
- дети, занимающиеся по углубленной программе определенных предметов;
- дети, отсутствующие на занятиях в связи с болезнью в течение учебного года;
- дети, отсутствующие на занятиях в связи с личными причинами, например, участие в спортивных соревнованиях.
Дистанционное образование может использоваться в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Сегодня ученикам 9-11 классов предлагают ряд элективных курсов и предметов того профиля, который реализуется в школе. Это значительно ограничивает выбор учеников. Разработка дистанционного элективного курса для профильной школы может помочь решить данную проблему. Ученики остаются на своем месте в классе, но могут осваивать дистанционно ряд базовых и профильных предметов учебного плана выбранного ими профиля или элективные курсы, по которым в штате школы нет педагога, получая доступ к соответствующим сетевым ресурсам и педагогическое сопровождение.