Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Последипломное образование библиотекарей: состояние и перспективы развития

Последипломное образование библиотекарей: понятие и виды

В настоящее время последипломное образование библиотекарей представляет собой отрасль, которая исследуется не только с точки зрения библиотековедения, но и с позиций андрагогики, психологии, методики обучения библиотечных специалистов и повышения их квалификации.

Определение 1

Последипломное образование библиотекаря представляет собой одну из ступеней системы библиотечно-информационного образования, которая реализуется после получения специалистом высшего образования в данной сфере.

Поскольку в России в системе подготовки библиотечных кадров реализуется двухуровневая модель высшего образования, то специалистом, получившим высшее образование в сфере библиотечно-информационных технологий, считается выпускник бакалавриата, успешно освоивший программу обучения.

После получение диплома о высшем образовании специалист может осуществлять трудовую деятельность в соответствии с имеющимся уровнем квалификации, а также продолжать образование. Существует несколько видов последипломного библиотечного образования:

  1. Обучение в магистратуре по направлению «Библиотечно-информационные технологии» (или близкому, смежному направлению). Как правило, нормативный срок обучения составляет 2-2,5 года.
  2. Обучение (после окончания магистратуры) в аспирантуре с последующей защитой кандидатской диссертации по выбранной теме исследования и присвоением ученой степени кандидата педагогических наук.
  3. Обучение в докторантуре и защита докторской диссертации.
  4. Последипломное образование в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотечных специалистов.

Как правило, первые три вида последипломного образования востребованы выпускниками, которые стремятся заниматься научно-исследовательской деятельностью, а также преподавать в высших учебных заведениях. Специфика этих этапов последипломного заключается в том, что они реализуются последовательно и в течение длительного времени.

«Последипломное образование библиотекарей: состояние и перспективы развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Состояние и перспективы развития последипломного образования в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотекарей

Последипломное повышение квалификации, а также профессиональная переподготовка – более востребованный вид продолжения образования после получения высшего образования.

Определение 2

Повышение квалификации – это краткосрочный образовательный процесс, в ходе которого специалист совершенствует умения и навыки, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности.

Повышение квалификации в библиотечной среде носит регулярный характер и является одним из оснований для аттестации библиотечных работников.

Определение 3

Профессиональная переподготовка представляет собой получение дополнительной профессиональной квалификации на базе высшего (или среднего специального) образования, дающее право осуществлять трудовую деятельность по данному направлению.

Профессиональную переподготовку библиотекарей не следует путать с получением второго высшего образования. Главное отличие заключается в сроках прохождения обучения, а также выдаваемом документе. По окончании высшего учебного заведения выпускнику выдается диплом о высшем образовании. Курсы профессиональной переподготовки предполагают выдачу диплома о профессиональной переподготовки с правом на реализацию трудовой деятельности в данной сфере.

Проблемы последипломного образования библиотечных специалистов связаны со следующими аспектами:

  1. Вопрос о качестве образования, получаемого в процессе освоения курсов и программ переподготовки.
  2. Проблема мотивации сотрудников библиотечной сферы к продолжению обучения после получения высшего образования.
  3. Проблемы связи последипломного обучения с нуждами библиотечной практики.
  4. Вопросы доступности последипломного образования для желающих продолжить обучение сотрудников библиотек.
  5. Проблема оттока специалистов библиотечной отрасли в другие сферы последипломной подготовки: маркетинг, IT, менеджмент и проч.
  6. Проблема материальной поддержки обучающихся специалистов.

Перспективы развития последипломного образования библиотекарей связаны с реализацией нескольких направлений:

  1. Создание профильными высшими учебными учреждениями программ дополнительного профессионального образования и переподготовки для библиотечных специалистов.
  2. Развитие дистанционных форм получения образования (онлайн-образования) без отрыва от профессиональной деятельности.
  3. Расширение перечня программ последипломной подготовки специалистов, введение в них новых профессиональных компетенций, отражающих нужды современной библиотечной практики.
  4. Формирование системы мотивации для сотрудников в сфере получения дополнительного образования и повышения квалификации.
  5. Развитие на уровне государства сети образовательных учреждений для непрерывной повышении квалификации и самообразования библиотечных сотрудников.

Таким образом, на сегодняшний день последипломное образование библиотекарей представляет собой обширную сферу образовательных программ и направлений, которые нуждаются в упорядочивании, систематизации и соотнесении с потребностями библиотечной практики.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot