Фотозона в библиотеке как форма привлечения читателей и элемент дизайна библиотечной среды
Современная библиотека стремится быть не только открытым пространством, но и привлекательной средой для читателей, идущей в ногу со временем и неотстающей от современных трендов в дизайне интерьера.
Сегодня многие библиотеки для привлечения новых пользователей, особенно из числа молодежи, кардинально преобразуют пространство, выделяя в нем зоны, которые востребованы у юных пользователей. Среди них можно выделить такие зоны как игровые залы, «мастерские», кафе, пространства для коворкинга, а также арт-зоны.
Арт-зона в библиотеке представляет собой элемент библиотечного пространства, который выделен под различные художественные объекты: выставки картин, экспозиции фотографий, а также зоны для собственного художественного творчества читателей.
В пространство арт-зоны многих библиотек входит и фотозона как новый элемент дизайна библиотечной среды.
Фотозона представляет собой элемент в дизайне библиотеке, который выступает как специально оборудованная площадка для создания читателями фотографий (селфи) на фоне различных библиотечных объектов.
Фотозона как часть библиотечного дизайна выполняет в библиотеке следующие функции:
- Способствует созданию эстетического компонента библиотечной среды.
- Привлекает в библиотеку читателей, особенно молодежь.
- Способствует созданию имиджа библиотеки как творческого и оригинального пространства.
- Помогает продвигать книгу и чтение среди читателей.
- Формирует дополнительное пространство для проведения массовых мероприятий и акций.
- Способствует реализации концепции разнообразия в создании внутреннего пространства библиотеки.
Оформление и использование фотозоны в библиотеке
Тематика фотозон в библиотеке может быть различной, однако общее, что их объединяет, – книга как культурный и арт-объект. Поэтому чаще всего фотозона в библиотеке оформляется с помощью следующих дизайнерских приемов:
- Использование хештегов с символическими надписями (например, #Люблю читать, #С книгой по жизни, #Моя библиотека, #Здесь живут книги и проч.). Это не только эффектный дизайнерский прием, но и средство привлечения внимания к акциям, которые проходят в библиотеке.
- Применение плакатов, постеров, мотиваторов, баннеров, посвященных чтению и пропаганде книги, на фоне которых фотографируются читатели.
- Использование интерьерных экспозиций, например, элементов дизайна читательского уголка (кресло-качалка, книга, подсвечник) или узнаваемого пространства из книги (диван Обломова, кабинет Онегина).
- Применение в дизайне фотозоны различных конструкций из книг (например, елочек, кресел, лабиринта, сердца и проч.).
- Использование необычных книжных выставок (например, в дизайне используются выставка-коллаж, выставка-сюрприз).
- Украшение фотозоны рисунками читателей, креативными надписями, девизами, шарами, поделками и проч.
Фотозона в библиотеке – динамическое пространство, которое может меняться в зависимости от потребностей читателей и библиотекарей. Так, в преддверии праздников (Новый год, 8 марта) в библиотеке можно организовать тематические фотозоны, а также подготовить для читателей конкурс на лучше фото к празднику с любимой книгой.
Фотозона в библиотеке является не просто элементом дизайна библиотечной среды, но и частью пространства, задействованного в массовой работе с читателями. В частности, фотозоны используются в процессе проведения массовых мероприятий для создания тематических фотографий. Также фотозона может стать «центром» для проведения конкурсов и акций, например:
- Акция по продвижению чтения «Селфи с любимой книгой из библиотеки».
- Акция в поддержку библиотечного мероприятия «Фотография на память».
- Творческая акция «Читающий город»: библиотека создает «Альбом фотографий читающих жителей города».
- Акция-сюрприз «Фотография в образе любимого героя»: читателю дают возможность перевоплотиться в героя любимой книги.
- Волонтерская акция «Подари книге вторую жизнь»: фотографии дарителей, спонсоров библиотеки.
- Акция «Семейный портрет» (фотографии читающей семьи).
- Акция «Моя книжная биография» (фотографии любимых книг, которые делают сами читатели).
Многообразие возможностей использования фотозоны в библиотеке обусловлено широким интересом пользователей к визуальным формам фиксации своего читательского опыта, а также развитием различных социальных сетей и мессенджеров, в которых читатели могут поделиться актуальными для них фотографиями с друзьями и подписчиками. Сотрудники библиотеки также могут использовать возможности фотозоны для рекламы и продвижения библиотечных услуг, размещая фотографии на сайте библиотеки, в социальных сетях, сообществах и проч.
Таким образом, фотозона в библиотеке как форма привлечения читателей и элемент дизайна библиотечной среды является востребованным для пользователей и сотрудников инструментом преобразования внутреннего пространства библиотеки.