Учебная мотивация – это совокупность факторов, побуждающих индивида к учебной деятельности, обуславливающих его интерес к учебе и стремление принимать участие в разных направлениях учебной деятельности.
Учебная мотивация является необходимым условием успешного обучения ребенка в общеобразовательном учебном заведении, потому, ее развитию уделяется особое внимание на этапе начального школьного обучения – в младшем школьном возрасте. Формирование учебной мотивации младшего школьника – залог его продуктивного обучения и развития в течение всей учебной деятельности.
Особенности развития учебной мотивации младших школьников
В основе формирования учебной мотивации лежат учебные мотивы, т.е. побудители к учению.
Младший школьный возраст специфичен тем, что в этот период у ребенка формируется множество разных мотивов, много новых побудителей к той или иной деятельности. Старые мотивы утрачивают свою силу и значение. Появляются новые интересы, связанные с изучением окружающего мира, постижением его основ.
Рисунок 1. Динамика мотивов у младших школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Младший школьник становится участником учебного процесса. Он вступает в новые отношения, связанные с учебой. Ему становятся все интереснее те аспекты, стороны окружающего мира которые связаны с познанием, поэтому в данный период происходит активное развитие мотивов учебной деятельности. В их формировании прослеживается ряд особенностей:
- Развитие чувства долга и ответственности, связанные с вступлением в новую социальную сферу деятельности. Ребенок начинает осознавать необходимость получения образования, а для этого, ему необходимо проявлять ответственность в своей деятельности. Таким образом, мотивация к учебной деятельности в младшем школьном возрасте, прежде всего, обусловлена чувством долга ребенка;
- Желание получить одобрение взрослого, похвалу, поощрение. Мотивы к учению связаны с желанием ребенка получить положительную отметку, похвалу за труд, за старания;
- Соревновательная потребность. Младшие школьники (особенно на начальном этапе обучения в школе) стремятся утвердиться в коллективе, проявив себя, доказав, что они лучше кого-то. Потому, соревнование в обучении, прежде всего, ориентировано на себя, собственные интересы и желания, нежели на коллектив;
- Постепенное развитие возвратного механизма формирования учебных мотивов. Младшие школьники постепенно осваивают навыки планирования своей деятельности и постигают ее организационные аспекты;
- Недостаточная развитость социальных мотивов у успевающих учащихся. Они активно развиты у учащихся с плохой успеваемостью и не имеют особого смысла для успевающих детей, поскольку они отдают приоритет обучению. Однако, социальные мотивы оказывают огромное воздействие на формирование учебной мотивации. Отсутствие социальных контактов и потребности в них может привести к снижению учебной мотивации успевающего учащегося;
- Мотивы достижения успеха активно развиты у успевающих младших школьников;
- Активное развитие мотивов ухода от проблем, неудач. Они актуальны для младших школьников и проявляются как у сильных, так и у отстающих учащихся.
Таким образом, учебные мотивы требуют активного развития в младшем школьном возрасте. Их формирование обусловлено рядом обстоятельств, требующих учета при выборе методов и средств активизации учебных мотивов.
Направления развития учебной мотивации младших школьников
Развитие мотивации младшего школьника к познанию и учению реализуется в следующих направлениях:
- Развитие познавательной заинтересованности. Начинает пробуждать интерес к знаниям, который может сойти на нет, а может преобразоваться в интерес к получению знаний т.е. именно к процессу учения, учебной деятельности.
- Начальный этап развития мотивации к самообразованию. Она представлена в элементарной форме – желания расширить свои знания, применив для этого дополнительные источники.
- Формирование действенных социальных мотивов учения. Социальные мотивы формируются в неосознанной форме. Младший школьник еще не понимает социальной значимости учения, поэтому данные мотивы не имеют действенного характера и требуют активного развития.
- Развитие целеполагания, целеориентации учения. Происходит осознание цели учебной деятельности и следование ей в процессе учебного процесса. Цели соотносятся с возможностями и формируют целевые установки учебной работы младшего школьника.
- Начальный этап развития мотивации сотрудничества и коллективного взаимодействия.
- Связь эмоционального развития ребенка с учебным процессом. Мотивация формируется в неразрывной связи с чувствами и эмоциями ребенка. Если учебный процесс не вызывает у него положительных чувств, эмоционального всплеска, то развить потребность в познании и вызвать интерес к учению, довольно сложно.
Следует отметить, что динамика развития мотивации в младшем школьном возрасте связана с ее скачкообразными изменениями и непостоянством. Иными словами, мотивы быстро меняются, поскольку психические процессы младшего школьника пребывают на стадии активного становления и развития. Они не связаны с осознанным стремлением ребенка к получению знаний. Они сопровождаются интересом к посещению учебного заведения, к поощрению педагога, к желанию радовать родителей хорошими отметками, узнавать что-то новое, постигать неизведанное, участвовать в новых видах деятельности. Младший школьник в своей учебной деятельности желает получить конкретный результат – одобрение, похвалу, поощрение, социальное признание, уважение родителей и друзей. Эти мотивы являются косвенными по отношению к целям самой учебной деятельности.
В этой связи, на начальном этапе школьного обучения требуется применение разных методов формирования учебной мотивации. Поощрение желания учиться и познавать должно быть заложено в преподавание любой учебной дисциплины.
Рисунок 2. Недостатки мотивации учения младших школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Младшим школьника не всегда ясен смысл изучения того или иного предмета, но если учебный процесс увлекает ребенка, то заинтересованность в познании активно растет и постепенно преобразуется в устойчивый познавательный мотив.