Принцип дифференцированного образовательного процесса
Дифференцированное обучение – это способ организации учебно-воспитательного процесса, ориентированный на разделение методов и приемов обучения по отношению к каждому из учащихся, ввиду особенностей их психического, физического и умственного развития.
Дифференцированное обучение основывается на оказании внимания каждому учащемуся для его полноценного, всестороннего и гармоничного развития, раскрытие творческой индивидуальности учащихся в рамках обучения по общеобразовательным программам, а также во внеурочных направлениях деятельности.
Система дополнительного образования, в настоящее время, активно применяет в своей деятельности, дифференцированный принцип обучения. Он предполагает реализацию обучения по следующим принципам:
- Сочетание групповой, коллективной и индивидуальной работы на учебных занятиях.
- Ориентация на личностное развитие и творческое становление каждого учащегося.
- Оказание помощи в трудных аспектах познавательной деятельности каждому учащемуся.
- Выбор оптимальных форм и направлений познавательной работы, исходя из потребностей и возможностей каждого учащегося.
- Использование ресурсов для достижения качественного образования и реализации его целевого назначения.
Дифференциация в учебном процессе нацелена на приспособление образовательной деятельности к потребностям и возможностям различных групп обучающихся.
Использование дифференциации во внеурочной деятельности способствует раскрытию талантов каждого ребенка. Это позволяет педагогам выявить в каждом какие-то сильные и слабые стороны и использовать их в оптимальной организации внеурочной работы.
Внеурочная деятельность в младшем школьном возрасте, опирающаяся на дифференцированный принцип обучения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка, «зажиганию в нем искорки», самоутверждению и самореализации.
Дифференцированное обучение формирует веру в себя и в свои силы, активизирует творческие направления деятельности, развивает волевые качества, укрепляет бодрость духа ребенка, что в конечном итоге, способствует достичь своего максимума в развитии, полностью раскрыть свои способности и природный потенциал.
Внеурочная деятельность, сама по себе, имеет богатый воспитательный потенциал и ориентацию на личностное развитие учащихся, раскрытие их творческих способностей. Поэтому, использование дифференцированной организации обучения во внеклассной работе дает огромные результаты в данных направлениях деятельности.
В отличие от индивидуального обучения, дифференцированный подход предполагает упрощение работы педагога, что обусловлено тем, что при дифференциации обучения учащиеся делятся на определенные группы по уровню развития, особенностям, потребностям, интересам. Это облегчает выбор форм и методов обучения, поскольку, ориентация на отдельного учащегося требует больших временных, физических, материальных и иных затрат. Оптимальное использование дифференцированного принципа во внеурочной работы дает те же результаты, что и индивидуальное обучение.
Методика организации дифференцированной работы на внеурочных занятиях
Дифференцированное обучение во внеклассной деятельности начальной школы, реализуется путем организации:
- Игровой деятельности учащихся;
- Соревнований в спортивной, творческой, интеллектуальных направлениях деятельности;
- Временных коллективов детей: клубы по интересам, проектная работа;
- Педагогических ситуаций, в которых каждый участник может проявить себя, выразить себя, продемонстрировать свою индивидуальность.
Дифференцированный подход во внеурочной деятельности начальной школы реализуется посредством исследования межличностных отношений детей и создания условий для формирования системы продуктивного взаимодействия между участниками конкретной группы. Педагогу необходимо помочь детям в построении взаимодействия с каждым членом группы, установить контакты между группой и коллективом, сформировать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Методика дифференцированной работы на внеклассном занятии предполагает разделение детей на группы:
- Дети, которым необходимо оказание постоянной помощи и поддержки в конкретном направлении деятельности.
- Дети, способные работать самостоятельно.
- Дети, работающие на опережение т.е. учащиеся, которые могут быстро выполнить задание и помочь другим, причем выполнить его правильно и качественно.
После разделения детей, реализуется основная работа по конкретному направлению внеурочной деятельности. Она реализуется поэтапно:
- Предоставление заданий детям. Задания даются каждой группе т.е. одни задания являются простыми, другие более сложными и третьи, ориентированными на применение нестандартных методов решения, творческого мышления.
- Организация работы, исходя из способностей и потребностей детей. происходит командная работа и оказание взаимопомощи. Тот, кто лучше справляется с работой оказывает помощь более слабым учащимся, некоторые выполняют консультативные функции, другие учатся применять свои знания в нестандартных ситуациях и т.д.
- Закрепление материала. Учащиеся выполняют задания трех разных типов т.е. каждая группа свое. Затем они вместе разбираются и анализируются, исправляются ошибки. Работа дает эффективный результат, поскольку каждый учащийся выполняет не одно, а три задания разного уровня сложности.
- Контрольные мероприятия. На этом этапе, педагог реализует проверку знаний детей, а также дает возможность детям самостоятельно оценить свою работу и умения, выступить перед всеми с каким-то интересным сообщением (если работа гуманитарной направленности) или представить свой творческий проект и т.д.
- Изучение нового материала. Педагог дает, опять-таки, материал разного уровня сложности, ориентированный на группы учащихся. Одни осваивают базовую программу, другие продвинутую, а третьи –творческие направления. Это обеспечивает полноценное развитие учащихся, устранению или профилактике развития у них заниженной самооценки на новом этапе их жизненного пути – начальном школьном обучении.