Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактическая игра как метод развивающего обучения

Понятие и функциональное назначение дидактической игры

Определение 1

Дидактическая игра – это метод организации учебно-воспитательного процесса, ориентированный на активизацию познавательной деятельности путем воздействия на эмоции и интеллект ребенка, с целью достижения его всестороннего личностного развития.

Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дидактическая игра помогает в реализации образовательной программы разного уровня, посредством более эффективного усвоения знаний и приобретении новых навыков в увлекательной и интересной ребенку форме.

Посредством применения дидактических игр происходит развитие навыков самостоятельности и усваиваются основы социального взаимодействия.

Целевым назначением создания дидактической игры является создание условий в учебно-воспитательном процессе для полноценного обучения ребенка т.е. освоение им образовательной программы и приобретение полезных трудовых и социальных навыков в нестандартной форме.

Игра является важным направлением деятельности ребенка дошкольного возраста и младшего школьного. Некоторые элементы дидактической игры находят актуальное применение и в средней школе. Занятия в игровой форме помогают ребенку расслабиться и не думать о том, что ему необходимо усваивать нежеланную ему информацию. В игре, ребенок с удовольствием постигает что-то новое, даже не замечая этого.

Дидактическая игра строится таким образом, чтобы ее применение имело должный воспитательный и развивающий эффект. Она представляет собой способ построения жизнедеятельности детей в образовательном заведении. Это реализуется за счет того, что содержание дидактических игр наделено эмоциональным компонентом. Оно интересно ребенку, что активизирует его стремление к участию в игровом действии. Игра легка и доступна для детского восприятия. В ней могут принимать участие, как отдельные дети, их группы, так и весь детский коллектив. Ребенок чувствует себя свободным от всяких рамок, активизирует свое воображение, открывается другим участникам игры. Таким образом реализуется постепенный, плавный и продуктивный воспитательный процесс.

«Дидактическая игра как метод развивающего обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функциональное назначение дидактической игры сводится к выполнению следующих функций:

  • Воспитательная.
  • Познавательная.
  • Развивающая.
  • Мотивационная.
  • Проблемная.
  • Разъяснительная.

Данные функции отражают, прежде всего, единственно значимую цель применения дидактической игры – всестороннее развитие личности ребенка. Игра содержит огромный воспитательный потенциал, помогает познавать мир, развивает мышление, логику, физические и психические свойства личности, способствует социализации, самоопределению и самоутверждению ребенка. Игровая деятельность мотивирует детей к познанию, стимулирует поисковые направления деятельности – поиск информации для решения какой-то проблемы, помогает в понимании и осознании устройства мира, функционирования его процессов и явлений.

Разновидности дидактических игр развивающей направленности

Дидактические игры, применяемые в процессе обучения и воспитания представлены широким многообразием. Их применение обусловлено конкретными задачами обучения, специфическими параметрами личностного развития детей, условиями реализации.

Рассмотрим разновидности дидактических игр развивающей направленности:

  1. Свободные игры. Их реализация происходит под воздействием окружающего пространства, в ходе реализации педагогического процесса. Такие игры могут возникать спонтанно т.е. не происходит подготовки к игровому процессу и игровое действие не имеет конкретных правил. Правил могут быть установлены по ходу игры, игровые действия определяться спонтанно, в зависимости от темы исследования, конкретной ситуации.
  2. Игры по правилам. Проведение таких игр планируется заранее. Игра имеет правила, с которыми должны быть ознакомлены все ее участники.
  3. Предметные игры. Такие игры требуют наличия обязательных игровых атрибутов- игрушек и иных объектов, с которыми дети формируют сюжетную линию, распределяют роли. Предметные игры включают в себя нанизывание колец в определенном порядке, перекладывание бочонков, сбор/разбор матрешки, одевание кукол, сбор конструктора, кукольный театр. Использование этих игр развивает у ребенка восприятие цветов, форм, величин.
  4. Настольные игры. Такие игры носят, в основном, интеллектуальную направленность. К таким играм относятся игры в домино, шашки, шахматы, сложение кубиков, сбор пазлов. Они способствуют развитию аналитических навыков, обобщению данных, формированию умения сравнивать и сопоставлять объекты, активизируют работу логики и мышления.
  5. Словесные игры. Они ориентированы на развитие у ребенка слухового восприятия информации, умения дать ответ на поставленный вопрос, мысленно отыскать ход решения какой-то задачи. Могут быть использованы разнообразные загадки, вопрос-ответ, игры-беседы, игры-путешествия.
  6. Игры-моделирования. Они ориентированы на построение модели педагогического процесса. Они являются разновидностью деловых игр и реализуются путем создания микро модели прохождения какого-то этапа обучения. Учащиеся учатся воплощать процессы реального обучения в воображаемом пространстве, что повышает эффективность освоения того или иного курса, темы учебного занятия.
  7. Коллективные дидактические игры. Они реализуются путем подразделения учащихся на отдельные группы. Каждая группа получает персональное или совместное задание, выполнение которого ориентировано на решение учебных задач, информационный поиск, выполнение какого-то упражнения. Игровое задание строится таким образом, что его выполнение одним ребенком невозможно. Оно требует командной работы. В таких играх происходит развитие навыков социального взаимодействия: дети учатся сотрудничать, находить общий язык, сплоченно преодолевать препятствия, оказывать друг другу помощь и поддержку, нести ответственность за свои действия и поступки.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot