Понятие и функциональное назначение дидактической игры
Дидактическая игра – это метод организации учебно-воспитательного процесса, ориентированный на активизацию познавательной деятельности путем воздействия на эмоции и интеллект ребенка, с целью достижения его всестороннего личностного развития.
Рисунок 1. Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дидактическая игра помогает в реализации образовательной программы разного уровня, посредством более эффективного усвоения знаний и приобретении новых навыков в увлекательной и интересной ребенку форме.
Посредством применения дидактических игр происходит развитие навыков самостоятельности и усваиваются основы социального взаимодействия.
Целевым назначением создания дидактической игры является создание условий в учебно-воспитательном процессе для полноценного обучения ребенка т.е. освоение им образовательной программы и приобретение полезных трудовых и социальных навыков в нестандартной форме.
Игра является важным направлением деятельности ребенка дошкольного возраста и младшего школьного. Некоторые элементы дидактической игры находят актуальное применение и в средней школе. Занятия в игровой форме помогают ребенку расслабиться и не думать о том, что ему необходимо усваивать нежеланную ему информацию. В игре, ребенок с удовольствием постигает что-то новое, даже не замечая этого.
Дидактическая игра строится таким образом, чтобы ее применение имело должный воспитательный и развивающий эффект. Она представляет собой способ построения жизнедеятельности детей в образовательном заведении. Это реализуется за счет того, что содержание дидактических игр наделено эмоциональным компонентом. Оно интересно ребенку, что активизирует его стремление к участию в игровом действии. Игра легка и доступна для детского восприятия. В ней могут принимать участие, как отдельные дети, их группы, так и весь детский коллектив. Ребенок чувствует себя свободным от всяких рамок, активизирует свое воображение, открывается другим участникам игры. Таким образом реализуется постепенный, плавный и продуктивный воспитательный процесс.
Рисунок 2. Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функциональное назначение дидактической игры сводится к выполнению следующих функций:
- Воспитательная.
- Познавательная.
- Развивающая.
- Мотивационная.
- Проблемная.
- Разъяснительная.
Данные функции отражают, прежде всего, единственно значимую цель применения дидактической игры – всестороннее развитие личности ребенка. Игра содержит огромный воспитательный потенциал, помогает познавать мир, развивает мышление, логику, физические и психические свойства личности, способствует социализации, самоопределению и самоутверждению ребенка. Игровая деятельность мотивирует детей к познанию, стимулирует поисковые направления деятельности – поиск информации для решения какой-то проблемы, помогает в понимании и осознании устройства мира, функционирования его процессов и явлений.
Разновидности дидактических игр развивающей направленности
Дидактические игры, применяемые в процессе обучения и воспитания представлены широким многообразием. Их применение обусловлено конкретными задачами обучения, специфическими параметрами личностного развития детей, условиями реализации.
Рассмотрим разновидности дидактических игр развивающей направленности:
- Свободные игры. Их реализация происходит под воздействием окружающего пространства, в ходе реализации педагогического процесса. Такие игры могут возникать спонтанно т.е. не происходит подготовки к игровому процессу и игровое действие не имеет конкретных правил. Правил могут быть установлены по ходу игры, игровые действия определяться спонтанно, в зависимости от темы исследования, конкретной ситуации.
- Игры по правилам. Проведение таких игр планируется заранее. Игра имеет правила, с которыми должны быть ознакомлены все ее участники.
- Предметные игры. Такие игры требуют наличия обязательных игровых атрибутов- игрушек и иных объектов, с которыми дети формируют сюжетную линию, распределяют роли. Предметные игры включают в себя нанизывание колец в определенном порядке, перекладывание бочонков, сбор/разбор матрешки, одевание кукол, сбор конструктора, кукольный театр. Использование этих игр развивает у ребенка восприятие цветов, форм, величин.
- Настольные игры. Такие игры носят, в основном, интеллектуальную направленность. К таким играм относятся игры в домино, шашки, шахматы, сложение кубиков, сбор пазлов. Они способствуют развитию аналитических навыков, обобщению данных, формированию умения сравнивать и сопоставлять объекты, активизируют работу логики и мышления.
- Словесные игры. Они ориентированы на развитие у ребенка слухового восприятия информации, умения дать ответ на поставленный вопрос, мысленно отыскать ход решения какой-то задачи. Могут быть использованы разнообразные загадки, вопрос-ответ, игры-беседы, игры-путешествия.
- Игры-моделирования. Они ориентированы на построение модели педагогического процесса. Они являются разновидностью деловых игр и реализуются путем создания микро модели прохождения какого-то этапа обучения. Учащиеся учатся воплощать процессы реального обучения в воображаемом пространстве, что повышает эффективность освоения того или иного курса, темы учебного занятия.
- Коллективные дидактические игры. Они реализуются путем подразделения учащихся на отдельные группы. Каждая группа получает персональное или совместное задание, выполнение которого ориентировано на решение учебных задач, информационный поиск, выполнение какого-то упражнения. Игровое задание строится таким образом, что его выполнение одним ребенком невозможно. Оно требует командной работы. В таких играх происходит развитие навыков социального взаимодействия: дети учатся сотрудничать, находить общий язык, сплоченно преодолевать препятствия, оказывать друг другу помощь и поддержку, нести ответственность за свои действия и поступки.