Дидактическая единица – это одна из предметных тем, которая подлежит обязательному освещению в процессе обучения.
Понятие дидактической единицы
Изучение конкретной учебной дисциплины или предмета предполагает освоение достаточно большого объема учебного материала. Для того, чтобы освоение было результативным, не возникало переутомления и перегрузок учащихся, учебный материал принято структурировать. Структурирование зависит от поставленных целей. Каждый элемент структурной части принято называть дидактической единицей.
Дидактическая единица - это логичная и самостоятельная часть содержания учебного материала, которая представляет собой целостный по смысловому значению и выполняющий конкретную функцию по реализации поставленных целей в освоении учебного предмета элемент.
Дидактические единицы имеют конкретные цели, в зависимости от которых осуществляется их предметное наполнение.
Если ставится воспитательная цель, то учебный материал дидактической единицы будет направлена на воздействие ценностной сферы личности ребенка (биографии знаменитых людей, эмоциональные и яркие примеры из жизни, обращение к личному опыту и т.д.).
В том случае если ставится цель освоения учащимися определенной системы научных знаний, то необходимо наполнять дидактическую единицу материалами об ученых, разработанных теориях, развитии наук и т.д.
Если целью ставится развитие у учащихся определенных умений, то побирается материал, соответствующий осваиваемым знаниям: инструкции, методические рекомендации, памятки и т.д. Кроме того необходима и практическая часть. Это может быть показ, демонстрация случаев из практики или жизненных.
Таким образом, для удобства весь учебный материал принято измерять дидактическими единицами.
Объем и структура дидактической единицы по своему содержанию и структуре соответствует таким компонентам как понятие, теория, закон, факт, объект, явление и т.п. Отличие от базовой учебной дисциплины заключается в том, что дидактическая единица имеет конкретную цель.
Виды дидактических единиц
Основными дидактическими единицами выступают:
- Теоретические знания
- Сведение о ведущих методах и способах воспитательно-образовательной деятельности, которые заложены в основу формирования у учащихся предметных умений.
Дидактические единицы являются своеобразным ориентиром для отбора необходимого содержания учебной дисциплины, изложенного в государственных программах и стандартах по каждому конкретному предмету
Дидактические единицы включены во все школьные учебники. Для того чтобы их отличать друг от друга, каждую принято выделять специальным шрифтом. Освоение дидактической единицы требует от учителя развернутого изложения учебного материала. Задача учащихся осознанно усвоить полученный материал и прочно закрепить. Уровень усвоения и закрепления осуществляется посредством проведения контрольных и самостоятельных работ.
Освоение дидактической единицы может занять несколько уроков. Изучение дидактической единицы является обязательным для освоения учебного предмета и оказывает значительное влияние на оценку результативности обучения.
Для того, чтобы вся педагогическая деятельность осуществлялась систематично принято выделять следующие их следующие виды:
- Основные дидактические единицы – реализуются в процессе тематического планирования уроков.
- Второстепенные дидактические единицы – элементы учебного материала, используемые педагогов в процессе обучения с целью раскрытия содержания основных элементов дисциплины, формирования у учащихся необходимого познавательного интереса, а также с целью раскрытия причинно-следственных связей и эмоционально-образного воздействия. Для данных дидактических единиц не предусмотрено развернутое содержание, чаще всего они представлены в сжатом виде, а их освоение не носит обязательный характер. В основном второстепенные дидактические единицы используются в рамках одного учебного урока, работа по их закреплению и последующему контролю уровня знаний не предусмотрена.
- Отсроченные дидактические единицы – основные знания, хранящиеся в памяти учащихся длительное время. Данные дидактические единицы не представляют собой развернутый учебный материал, это могут быть тезисы, определенные сведения, детали и т.д. Отсроченные знания необходимы для того, чтобы во время проверочных работ педагог мог сформировать представление об общем уровне знаний учащихся по всему изучаемому курсу или предмету.
- Текущие дидактические единицы – это единицы, которые учащиеся воспроизводят во время проверочного опроса, они представляют собой развернутые знания по изучаемому предмету. В процессе обучения текущие единицы постепенно переходят в отстроченные, а часть их может быть и вовсе утрачена.
В рамках конкретного учебного предмета или курсе различают следующие виды дидактических единиц:
По отношению к образовательному стандарту:
- нормативные дидактические единицы
- дополнительные дидактические единицы
По познавательной значимости:
- основные дидактические единицы
- второстепенные дидактические единицы
- дополнительные дидактические единицы
По времени усвоения:
- текущие дидактические единицы
- отстроченные дидактические единицы
Довольно часто одни и те же учебные сведения могут быть представлены учащимся, как в развернутом, так и в сжатом виде. Это зависит от того в рамках какой учебной дисциплины учащимся преподносится данная информация, например, сведения о правосознании могут быть рассмотрены как в рамках учебного предмета психология, так и в рамках политологии. Только в одном предмете это будет основная дидактическая единица, а в другом дополнительная. Соответственно и представляемые сведения в одном случае будут сжаты, а в другом развернуты.